Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ VI. 353 снисхожденіемъ Владыки. Не далъ Онъ также заповѣди н о ни¬
щетѣ, не просто сказалъ: продай имѣніе твое, но:
совершенъ быти, иди, продаждь имѣніе твое (Матѳ, хіх, 21).
Пусть (ѳто) будетъ въ твоей волѣ; будь господиномъ (своего) на¬
мѣренія; не принуждаю, не обременяю; нѣтъ, исполняющаго я
вѣнчаю, а не исполняющаго не наказываю. Что дѣлается по по-
велѣнію и долгу, то не заслуживаетъ великой награды; а что по
произволенію и собственной ревности, то доставляетъ блиста¬
тельные вѣнцы. И свидѣтелемъ этого представляю Павла: аще
благовѣствую, говоритъ онъ: нѣсть ми похвалы. Почему? Нужда
бо ми належитъ. Горе же мнѣ есть, аще не благовѣствую (1 Кор.
іх, 16). Видишь, исполняющій предписанное закономъ не заслу¬
живаетъ великой награды, потому что это необходимая обязан¬
ность; а неисполняющій подлежитъ наказанію и мученію. Горе,
говорятъ, мнѣ есть, аще не благовѣствую. А въ разсужденіи
прочаго, что (зависитъ) отъ произволенія, не такъ; но что? Кая
убо ми есть меда? Да благовѣствуяй безъ мзды, благо¬ вѣстіе Христово, во еже не творити ми по области моей зі9
(ст. 18). Тамъ былъ законъ, поэтому (Павелъ) ве заслуживалъ
великой награды; а это было дѣломъ произволенія, потому онъ
получилъ великую награду. 4. Все это сказано мною не безъ причины, но ради закона
Божія, чтобы показать, что онъ не тяжекъ, не обременителенъ,
не труденъ и не неисполнимъ. Теперь же докажемъ это и са¬
мыми словами Христа. Иже воззритъ на жену, ко еже вожде-
лѣти ея, уже любодѣйствова съ нт въ сердцѣ своемъ. Зналъ это и Христосъ, что многіе будутъ обвинять законъ въ трудности:
посему не предложилъ его просто и въ отдѣльности, но тутъ же
припоминаетъ и древній законъ, чтобы чрезъ сравненіе показать
н легкость (закона), и свое человѣколюбіе. А какъ,—послушайте. Не схавалъ просто: иже воззритъ на жену, ко еже вожделѣти
ея, уоюе любодѣЛствова съ нт въ сердцѣ своемъ (слушайте это со вниманіемъ); но црежде напомнилъ о древнемъ законѣ, говоря:
слетаете, яко речено быть древнимъ, не прелюбы
Азъ же глаголю вамъ: всякъ, иже воззритъ на жену, ко еже вож¬
делѣти ея, уоюе любодѣйствовасъ нею въ сердцѣ своемъ. Видѣлъ
ты два закона—древній и новый, (одинъ), который далъ Моисей,
н (другой), который вводитъ самъ Онъ? Впрочемъ и тотъ (Мои¬
сеевъ) Онъ же далъ, потому что и чрезъ Моисея Онъ говорилъ. А откуда видно, что н тотъ законъ далъ Онъ же? Приведу сви¬
дѣтельство . не изъ Іоанна и не ивъ апостоловъ, такъ какъ у
меня теперь состязаніе съ іудеями, но ивъ пророковъ, которымъ
они, кажется, вѣрятъ,—ивъ нихъ докажу, что и древній, и новый ТВОГШЯ ОВ. ІОАННА МАТОТОТАГО. 23