Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ VI. 351 неизмѣримое море. Такъ к воинъ, если будетъ смотрѣть на раны
и пораженія,—никогда не надѣнетъ брони; если же будетъ смо¬
трѣть не на раны, а на трофеи и побѣды, то устремится на сра¬
женіе, какъ на лугъ. Такимъ образомъ и тяжкое по природѣ ста¬
новится легкимъ, когда мы не о трудахъ только размышляемъ, но
и смотримъ на награды ва иихъ. Хочешь ли внать, какъ трудное
по природѣ становится легкимъ? Послушай Павла, который гово- зі
ритъ: еоке бо нынѣ легкое печали по преумноженію въ преспѣяніе
тяготу вѣчную славы содѣловаетъ намъ (2 Бор. іг, 17). Слова
эти загадочны. Если печали, то какъ легкое? Если , то какъ
печали? Одно съ другимъ несовмѣстно. Но (Павелъ) разрѣшилъ
загадку, показавъ легкость (печали) слѣдующими затѣмъ словами.
Какими? Не смотряющимъ намъ видимыхъ. Предложилъ вѣнецъ—
и сдѣлалъ подвигъ легкимъ; показалъ награду—и облегчилъ труды.
Такъ и ты, когда увидишь жену, красивую лицемъ и въ свѣтлой
одеждѣ; когда увидишь, что похоть подстрекаетъ (тебя), и что
душа (твоя) ищетъ этого зрѣлища: воззри на уготованный тѣбѣ
на небѣ вѣнецъ—и пройдешь мимо такого зрѣлища. Ты увидѣлъ
подобную тебѣ рабыню? Помысли о Владыкѣ—и, несомнѣнно, пре¬
кратишь недугъ. Если и дѣти, идя за учителемъ, не рѣзвятся,
не смотрятъ по сторонамъ, ие пугаются, тѣмъ .болѣе ты не испы¬
таешь ничего такого, видя при себѣ мысленно Христа. Иже воз¬
зритъ на <жену, ко еже вожделѣти ея} уже съ нею въ сердцѣ своемъ. Съ-удовольствіемъ и очень часто повторяю
я слова этого закона; о, еслибы могъ я и цѣлый день говорить
объ этомъ вамъ, или лучше, не вамъ, но виновнымъ въ грѣхахъ,—
а впрочемъ и вамъ, потому что и вы будете болѣе безопасны, и
находящіеся въ болѣзни скорѣе выздоровѣютъ. Иже воззритъ на
окену ко еже воокделѣти ея, уже любодѣйствова съ нею въ сердца
своемъ. 3. Одного чтенія этихъ словъ достаточно для очищенія всякой
гнилости грѣха. Но будьте снисходительны: мы очищаемъ раны,
а очищающему раны необходимо употреблять и острыя лѣкарства.
Чѣмъ долѣе будете вы внимать (этимъ) словамъ, тѣмъ болѣе бу¬
детъ очищаться гной. Бакъ огонь, чѣмъ сильнѣе объемлетъ зо¬
лото, тѣмъ болѣе истребляетъ ржавчину; такъ и страхъ, вну¬
шаемый этими словами, чѣмъ глубже проникнетъ въ душу вашу,
тѣмъ болѣе очиститъ весь грѣхъ невоздержанія. Сожжемъ же его
здѣсь словомъ ученія, чтобы не быть иамъ въ необходимости со¬
жечь его тамъ—огнемъ геенскимъ: этотъ огонь не коснется души,
отшедшей отсюда чистою, но онъ обыметъ душу, отшедшую от¬
сюда во грѣхахъ. Еогождо дѣло, говоритъ Писаніе, яковоже есть,
огнь искуситъ (1 Бор. ш, 13). Будемъ испытывать самихъ себя