Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
350 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. наго весьма важная потеря—и позоръ н стыдъ; но не въ стыдѣ
только наказаніе, нѣтъ, ва это угрожаетъ еще великая кавнь и
мученіе. Сидящіе тамъ (на зрѣлищахъ) всѣ, но необходимости,
уловляются грѣхомъ любодѣянія, не потому, чтобы совокуплялись
съ находящимися тамъ женами, а потому, что смотрятъ на нихъ
■безстыдными главами. А что и они неизбѣжно становятся винов¬
ными въ любодѣяніи, (въ доказательство этого), скажу вамъ не
свое слово, чтобъ вы не пренебрегли (имъ), но прочитаю вамъ
законъ Божій, которымъ уже нельзя пренебрегать. Что же гово¬
ритъ ваконъ Божій? Слыгиасте, древнимъ: не премобы сотвориши: Азъ же глаголю вамъ, яко всякъ, иже воз¬
зритъ на жену, ко еже вожделѣт ея, уже съ нею въ сердцѣ своемъ (Матѳ, г, 27, 28). Видѣлъ ты совершеннаго
прелюбодѣя? Видѣлъ вполнѣ учиненный грѣхъ? И что еще хуже—
прелюбодѣя, уличеннаго въ любодѣяніи, не на человѣческомъ, но
па Божественномъ судилищѣ, гдѣ наказанія нескончаемы? Всякъ,
нже воззритъ на жену, ко еже вожделѣти ея, уже
ствовасъ нею въ сердцѣ своемъ. (Спаситель) исторгаетъ не болѣгнь
только, но я корень болѣзни. Корень любодѣянія безстыдная по¬
хоть, потому Онъ наказываетъ не только за любодѣяніе, но и за
похоть, матерь любодѣянія. Такъ поступаютъ и врачи: они воору¬
жаются не только противъ болѣзней, но и противъ самыхъ при¬
чинъ (ихъ); и если увидятъ, что больны глаза; останавливаютъ
теченіе худыхъ мокротъ сверху, изъ висковъ. Такъ дѣлаетъ и Хри¬
стосъ. Любодѣяніе есть тяжкая глазная болѣвнь, болѣгнь главъ,
не только тѣлесныхъ, но еще болѣе душевныхъ; поэтому (Онъ)
тамъ и остановилъ токъ безстыдства страхомъ закона; поэтому и
опредѣлилъ наказаніе не только за любодѣяніе, но и за похоть.
Уже любодѣйствова съ нею, въ сердцѣ своемъ: а когда растлѣно сердце, то что пользы въ остальномъ тѣлѣ? Когда въ растеніяхъ
и деревьяхъ увидимъ сердцевину изъѣденною, мы уже ни во что
ставимъ остальную часть: такъ и въ человѣкѣ, когда сердце по¬
гибло, тщетно уже здоровье остального тѣла. Боэница палъ, по¬
гибъ, низринутъ: такъ напрасно уже бѣгутъ кони. Труденъ за¬
конъ и имѣетъ въ себѣ много тяжкаго, гато великій даетъ и вѣ¬
нецъ: таковы именно дѣла трудныя, что они доставляютъ великія
награды. Но ты обращай вниманіе не на трудъ, а размышляй о
воздаяніи; такъ бываетъ и въ житейскихъ дѣлахъ. Если будешь
имѣть въ виду трудность подвиговъ, дѣло покажется тяжелымъ и
невыносимымъ, а если будешь смотрѣть на награду, оно будетъ
легко и удобоносимо. Такъ и кормчій, еслибы смотрѣлъ только на
волны, — никогда бы не вывелъ ладьи ивъ пристани; но, смотря
на прибытокъ, а не на волны, онъ отваживается пускаться и въ