Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ п. 349 ствовали, то не прои8водняи бы гронкаго спѣха при видѣ того,
что происходитъ. А это-то и хуже всего, когда больной не энаетъ
даже и того, что онъ боленъ, н старая жалкимъ и бѣдственнымъ
образомъ, не чувствуетъ воспаленій. Бакая польза въ постѣ, когда
тѣло ты лишаешь дозволенной закономъ нищи, а душѣ даешь
пищу противозаконную; когда цѣлые дни просиживаешь тамъ (въ
театрѣ), смотря на посрамленіе и униженіе общей (человѣческой)
природы, на женъ — блудницъ, на лицедѣевъ, которые, собирая
все, что есть худого въ каждомъ домѣ, представляютъ зрѣлища
любодѣянія? Да, тамъ можно видѣть и блудодѣянія, н прелюбо¬
дѣянія, можно слышать и богохульныя рѣчи, такъ что болѣвнь
проникаетъ въ душу и чревъ глаза, и чревъ слухъ; (тамъ лицедѣи)
представляютъ чужія несчастія, отъ чего дано имъ и позорное
имя. Итакъ, какая прибыль отъ поста, когда душа питается всѣмъ
этимъ? Какими глазами посмотришь ты на жену послѣ тѣхъ зрѣ¬
лищъ? Бакъ ввглянешь на сына, какъ на слугу, какъ на друга?
Надобно или быть безстыднымъ, разсказывая о томъ, что бываетъ
тамъ, или молчать, краснѣя отъ стыда. Но отсюда уходишь не
такимъ; нѣтъ, ты можешь смѣло пересказывать дома все, что
здѣсь говорится,—вѣщанія пророческія, ученія апостольскія, за¬
коны Господни,—можешь предлагать всю трапезу добродѣтели; а
такимъ повѣствованіемъ жену ты сдѣлаешь болѣе цѣломудренною,
сына болѣе равумныМъ, слугу болѣе преданнымъ, друга болѣе
искреннимъ, да и самагО врага заставишь превратить вражду. 2. Видишь, какъ эти наставленія во всемъ спасительны, а тѣ
представленія совершенно непотребны.. Бакая же польза въ постѣ,
скажи мнѣ, когда тѣломъ ты постишься, а главами любодѣй¬
ствуешь? Вѣдь любодѣяніе состоитъ не только въ соитіи или со¬
вокупленіи тѣлесномъ, но и въ безстыдномъ взглядѣ. Бакая же
польга, когда ты бываешь и здѣсь, и тамъ? Я учу, а тотъ раз¬
вращаетъ; я прилагаю лѣкарство къ болѣзни, а тотъ усиливаетъ
причину болѣзни; я погашаю пламя природы, а тотъ разжигаетъ
пламя похоти. Бакая же польза,, скажи мнѣ? Единъ созидала, а
другій разоряли, что успѣетъ болѣе, токмо трудъ (Сир. хххіг, 23)?
Итакъ, будемъ проводить время—не здѣсь н тамъ, но только здѣсь,
чтобы 8дѣсь проводить его съ пользою, не по-пусту, не напрасно
и не въ осужденіе. Единъ совидаяй, а другій разоряла, что
успѣетъ болѣе, токмо трудъ?Если бы даже и много было соей- зіб
дающихъ, а одинъ разоряющій, и тогда легкость разрушенія во¬
сторжествовала бы надъ множествомъ соэидающихъ. Поистинѣ,
великій стыдъ, что н юноши, и старцы спѣшатъ къ такимъ заня¬
тіямъ. И пусть бы зло ограничивалось только стыдомъ, хотя н это
для человѣка благороднаго не легко, напротивъ для благоразум-