Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ВВСѢДН О ПОКАЯНІИ ѵ. 34$ діадемою, сойдя съ царскаго престола, раэостлалъ подъ собою вре¬
тище, посыпалъ пепелъ, и такимъ обрагомъ похитилъ городъ ивъ
опасности. Открылось необычайное явленіе: порфира уступила вре¬
тищу! Въ самомъ дѣлѣ, для чего безсильна была порфира, то могло
сдѣлать вретище; чего не сдѣлала діадема, .то совершилъ пепелъ.
Видишь, не напрасно сказалъ л, что бояться надобно не поста,
но пьянства и объйденіл? Пьянство и объяденіе поколебали и гро¬
зили ниспровергнуть городъ, когда онъ стоялъ, а постъ поддержалъ
его и тогда, какъ онъ колебался и готовъ был;ь упасть. Съ по- ]
стомъ и Даніилъ, войдя въ ровъ львиный, вышелъ оттуда такъ,
какъ будто былъ тамъ съ^ кроткими овцами. Львы, хоть и кипѣли
яростію, и бросали убійственные взгляды, однакожъ не коснулись
лежавшей предъ ними трапезы1)» но отказались отъ зтой пищи, зі2
тогда какъ и сама природа возбуждала ихъ (потому что нѣтъ ни¬
чего лютѣе этихъ звѣрей), и голодъ (потому что они не ѣли семь
дней), какъ нѣкій внутренній палачъ, понуждалъ ихъ растерзать
пророческую утробу. Съ постомъ и три отрока, войдя въ вави¬
лонскую печь, и долгое время пробывъ въ огнѣ, вышли ивъ
печи съ тѣлами свѣтлѣе самаго огня. Но если тотъ огонь
былъ дѣйствительно огонь, какъ же онъ не сдѣлалъ того, что
свойственно огню? Если тѣла отроковъ были точно тѣла, какъ
же они не потерпѣли того, что свойственно тѣламъ? Какъ?
Спроси у поста, и юнъ отвѣтитъ трбѣ, и самъ разрѣшитъ тебѣ
загадку: это дѣйствительно была загадка. Природа тѣлъ боролась
съ природою огня, и побѣда осталась за тѣлами! Видѣлъ ты
чудную борьбу? Видѣлъ еще болѣе чудную побѣду?. Подивись
посту, и прими его съ распростертыми руками. Если онъ и по¬
могаетъ въ печи, и сохраняетъ во рвѣ львиномъ, и изгоняетъ де¬
моновъ, и измѣняетъ опредѣленіе Божіе, и укрощаетъ неистов¬
ство страстей, и возводитъ насъ въ свободѣ, и производитъ ве¬
ликую тишину въ помыслахъ нашихъ, то не крайне ли было бы
безумно убѣгать и бояться его, когда столько благъ въ рукахъ у
него? Онъ, говорятъ, нзмождаетъ наше тѣло до немощи. Но чѣмъ
болѣе внѣшній нашъчеловѣкъ тлѣетъ, тѣмъ болѣе внутренній
обновляется но вся дни (2 Кор. іт, 16). А лучше схавать, если
захочешь тщательно изслѣдовать дѣло, то найдешь, что постъ есть
мать и гдоровья тѣлеснаго. И если ие вѣришь моимъ словамъ,
спроси объ этомъ у врачей, и они яснѣе покажутъ это. Воздер¬
жаніе они называютъ матерію здоровья, а о болѣзняхъ въ ногахъ,
и о болѣзняхъ головныхъ, объ апоплексіи, и о рвотѣ, и о водяной
болѣвни, и о воспаленіяхъ, и опухоляхъ, и о безчисленномъ мно- *)*) Т. е. брошей наго въ ровъ пророка.