Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
342 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. преступнѣе то, когда остаются въ грѣхѣ, н въ паденіи всего
хуже то, когда лежатъ по паденіи. Объ этомъ н Павелъ плачетъ
и рыдаетъ; это называетъ онъ достойнымъ слевъ: (боюсь) да не
како, говоритъ, когда приду къ вамъ, смирить меня Боа и
нлачуся мшпихъ, не просто, соірѣшшихъ, но не покаявшихся о
нечистотѣ и блуженіи и студоложствіи, яже содѣяша (2 Бор.
хіі, 21). А для покаянія какое время можетъ быть удобнѣе вре¬
мени поста? 3. Но возвратимся къ исторіи. Услышавъ эти слова ‘), про¬
рокъ сниде въ Іоппію, еже бл въ Ѳарсисъ отъ лица Іо~ снодня (Іон. і, 3). Куда бѣжишь, человѣкъ? Раевѣ ты не слы¬
шалъ, что говоритъ пророкъ: камо пойду отъ духа и отъ лица Твоею камо блоху (Псал. схххгпі, 7)? На 8емлю? Но
Господня земля, и исполненіе ея (Нс. ххш, 1). Въ адъ? Аще спиду, сказано, во адъ, тамо еси (Нс. схххгпі, 8). На небо? Но
аще ввиду на небо, Ты тамо еси (ст. 8). Или въ море? Но и
тамо, сказано, удержитъ мя десница Твоя (ст. 10), чтЬ и съ
нимъ (Іоною) случилось. Но таковъ грѣхъ: онъ доводитъ душу
нашу до великаго неразумія. Бакъ люди съ отяжелѣвшею отъ
опьянѣнія головою бродятъ бевъ цѣли и бевъ разбора, и случится
ли предъ ними яма, или стремнина, или что другое, онн падаютъ
туда отъ неосмотрительности, — такъ и стремящіеся во грѣху,
какъ бы опьянѣвъ, отъ желанія совершить грѣхъ, не внаютъ, что
дѣлаютъ, не видятъ ничего—нн настоящаго, ни будущаго. Отъ Господа бѣжишь, скажи мнѣ? Такъ подожди немного, н
на самомъ дѣлѣ узнаешь, что ты не можешь убѣжать и изъ рукъ
подвластнаго Ему моря. Дѣйствительно, едва (Іона) вэошелъ на
корабль, какъ оно воздвигло волны и поднялось высоко. Бакъ
вѣрная служанка, нашедши бѣглаго сораба, похитившаго что-либо
изъ господскаго имущества, дотолѣ не перестаетъ всячески безпо¬
коить принявшихъ его, пока не возьметъ его съ собою, — такъ
точно н море, нашедши и узнавъ своего сораба, всячески безпо¬
коитъ корабельщиковъ, мятется, воетъ, и хоть не влечетъ въ
судъ, но угрожаетъ потопленіемъ кораблю вмѣстѣ съ людьми,
если не отдадутъ ему сораба. Что же корабельщики при этомъ?
Сотвориша, сказано, наметаніе , иже въ корабли (Іон. і, 5). Но корабль не облегчался, такъ какъ вся тяжесть остава¬
лась еще на немъ, т. е. тѣло пророка,—бремя тяжкое не по су¬
ществу тѣла, но по тяжести грѣха, потому что нѣтъ ничего
зю столько тяжкаго и неудобоносимаго, какъ грѣхъ н непокорность.
Поэтому и Захарія изобразилъ его подъ видомъ олова (Зах. г, 7); ') Востани и иди п Еинмію и проч. (Іои. і, 2).