Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
340 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУОТАГО. сообщники на всю живнь. Зато онъ и сдѣлалъ ихъ изъ людей1
ангелами; да и не ихъ однихъ, но кто и въ городахъ соблюдаетъ,
его,—всѣхъ возводитъ онъ на самую высоту любомудрія. И Мои¬
сей, и Илія—столпы ветхозавѣтныхъ пророковъ, хотя знамениты
и велики были по другимъ (добродѣтелямъ), и имѣли великое
дерзновеніе, однакожъ, когда хотѣли приступить къ Богу и бесѣ¬
довать съ Нимъ—сколько это возможно человѣку,—прибѣгали къ
посту и на его рукахъ возносились къ Богу. Поэтому и Богъ,
лишь только создалъ человѣка, тотчасъ отдалъ его на руки посту,
ему поручилъ его спасеніе, какъ нѣжной матери и наилучшему
наставнику. Отъ всякаго древа, еже въ рай, снѣдію смѣси: отъ
древа же, еже равумѣти доброе и лукавое, не смѣете (Быт. п,
16, 17) — это вѣдь родъ поста. Если же постъ необходимъ въ
раю, то гораздо болѣе внѣ рая; если лѣкарство полевно прежде
раны, то гораздо болѣе послѣ раны; если оружіе было нужна
намъ еще до начала войны съ похотями, то гораздо болѣе необ¬
ходимо споборничество поста по открытіи такой брани со сто¬
роны похотей и демоновъ. Если бы Адамъ послушалъ этого го¬
лоса *), то не услышалъ бы другого: земля еси, и въ землю
идетъ (Быт. ш, 19). Но какъ не послушалъ онъ того (голоса),
такъ за это (постигли его) смерть, я ваботн, и горести, и пе-
зов чали, и жизнь тягостнѣйшая всякой смерти; за это тернія и
волчцы; за это труды и болѣэни, и полная скорбей жизнь. Видѣлъ ты, какъ Богъ гнѣвается, когда презираютъ постъ?
Узнай же, какъ Онъ и радуется, когда чтутъ постъ. За прене¬
бреженіе поста Онъ наказалъ преступника смертію, напротивъ за
уваженіе къ посту избавлялъ (постящихся) отъ смерти. И чтобы
показать тебѣ силу поста, (Богъ) далъ ему власть, послѣ ужа
приговора (надъ преступниками), по отправленіи ихъ на казнь,
брать ведомыхъ на смррть съ самой средины пути и возвращать
къ жизни. И это сдѣлалъ постъ не съ двумя, или тремя, или
двадцатью человѣками, но даже съ цѣлымъ народомъ. Тогда, какъ
великій и дивный городъ ниневитянъ лежалъ уже на колѣнахъ,
склонилъ голову къ самой пропасти, и готовъ былъ принять на¬
правленный сверху ударъ,—постъ, какъ нѣкая свыше слетѣвшая
сила, исторгъ его (городъ) изъ самыхъ вратъ смерти и возвра¬
тилъ къ жизни. Но если угодно, послушаемъ и самой исторіи. И
быстъ, сказано, слово Господне ко Іонѣ, глаголя: возстани и иди
въ Ниневію градъ великій (Іон. і, 12). Богъ, предвидя бѣгства
пророка, съ самаго начала хочетъ возбудить (въ Іонѣ) жалость
величіемъ города. Но послушаемъ и проповѣди. !) Т. е. повыѣпія Божія—не вкушать отъ хрева поввавія добра в вла.