Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА ПЯТАЯ. О постѣ, также о пророкѣ Іонѣ, Даніилѣ, и о трехъ отрокахъ. Сказана
предъ наступленіемъ святаго поста. Свѣтлый сегодня у насъ праздникъ, и торжественнѣе обыкно- 305—ж
веннаго собраніе. Бакая же тому причина? Это, я знаю, У дѣло поста еще не наступившаго, ноожидаемаго. Онъ насъ
‘ собралъ въ отеческій домъ, онъ сегодня привелъ въ матернія
объятія и тѣхъ, которые доселѣ были лѣнивы. Если же постъ,
только еще ожидаемый, внушилъ иамъ столько ревности, то
сколько благочестія онъ произведетъ въ насъ, когда явится и на¬
ступитъ? Такъ и городъ, ожидая прибытія страшнаго началь¬
ника, отлагаетъ совсѣмъ безпечность и выказываетъ великую ра- зот
чительность. Но, услышавъ о постѣ, не испугайтесь (его, какъ) страшнаго
начальника: онъ страшенъ не намъ, но демонамъ. Если кто одер¬
жимъ злымъ духомъ, покажи ему лице поста, и онъ, оковывае¬
мый страхомъ и удерживаемый какъ бы какими цѣпями, станетъ
неподвижнѣе самыхъ камней, особенно когда увидитъ въ союзѣ
съ постомъ сестру и подругу поста — молитву. Поэтому и Хри¬
стосъ говоритъ: сей родъ не «сходитъ, токмо молитвою и по¬
стомъ (Матѳ, хгн, 21). Если же онъ такъ прогоняетъ непріяте¬
лей нашего спасенія и такъ страшенъ врагамъ нашей жизни, то
надобно его любить и принимать съ радостію, а не бояться. Если чего должно бояться, то бояться надобно пьянства и объѣ¬
денія, а не поста. Тѣ, свивавъ у насъ свади руки, предаютъ насъ
рабами я плѣнниками жестокому владычеству страстей, какъ нѣ¬
коему свирѣпому господину; а постъ, найдя насъ въ рабствѣ и
въ угахъ, разрѣшаетъ отъ узъ, избавляетъ отъ жестоваго влады¬
чества и возвращаетъ на прежнюю свободу. Такъ, когда постъ и
воюетъ противъ нашихъ враговъ, и освобождаетъ (насъ) отъ раб¬
ства, и возвращаетъ на свободу, то какого еще ббльшаго на¬
добно тебѣ доказательства его дружбы къ нашему роду? Вѣдь ве¬
личайшимъ доказательствомъ дружбы считается то, когда (другіе)
и любятъ, и ненавидятъ тѣхъ же самыхъ, кого и мы. Хочешь узнать, какое украшеніе для людей постъ, какая онъ
оборона и защита? Подумай о блаженномъ и чудномъ родѣ мо¬
нашествующихъ. Они, убѣжавъ отъ мірскаго шума, и востекши
на вершины горъ, и построивъ кельи въ тишинѣ пустыни, какъ
въ нѣкоей спокойной пристани, взяли себѣ постъ въ товарищи и
каідшв опв. дгх. лкашпи. 23*