Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
333 БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ ІГ. стнвой и непрестанно икѣющеВ Бога предъ очаин свойственно, и
послѣ избавленія отъ искушеній, никогда не впадать въ вабвеиіе; « это часто случалось съ іудеями. Потому и пророкъ, посмѣваясь
имъ, говорилъ: егдаубивате я, тогда взыскаху
и утреневахукъ Богу (Псал. ьххпі, 34).. И Моисей, сознавая
еа нимн то же самое, часто увѣщевалъ нхъ, говоря: и », и
піяй, инасьтнвсЛ, вонми себѣ, да не яабудеши Господа Бога твоею (Втор, п, 11—12). Между тѣмъ ето,и случилось, потому
что сказано: и яде Іаковъ и утолстѣ, и расширь, и
возлюбленныЛ (Втор, хххи, 15). Итакъ, надобно удивляться святимъ
не потому, что они были1 такъ благочестивы и любомудры во время
сильной скорби, но потому, что, и по прошествіи бури и съ на¬
ступленіемъ тишины, продолжали быть одинаково скромными и
старательными. И коню особенно надобно удивляться тогда, какъ
онъ можетъ бевъ увды идти ровно; если же онъ прямо идетъ по¬
тому, что удерживается возжами и увдою, то въ этомъ нѣтъ ни¬
чего удивительнаго: тогда эту стройность приписать должно не
благородству животнаго, но силѣ увды. Это же должно сказать и
о душѣ: не удивительно, если она ведетъ себя скромно, когда гне¬
тетъ ее страхъ; нѣтъ, тогда-, покажи мнѣ душевное любомудріе
н всяческое благонравіе, когда пройдутъ искушенія и снимется
узда страха. Но боюсь, чтобы, осуждая іудеевъ, мнѣ не осудить
нашего обрава живни. Когда и мы. страдали отъ голода и зараэы,
отъ града и васухи, отъ пожаровъ и нашествія непріятелей, то 302
яе каждый ли день церковь тѣсна была отъ множества собирав¬
шихся? Великое тогда было у насъ любомудріе н пренебреженіе
мірскими дѣлами; не тревожили насъ ни. любовь въ деньгамъ, ни
меканіе славы, ни страсть и стремленіе къ распутству, и никакой
другой злой помыслъ, но всѣ вы предавались благочестію, съ мо¬
литвою н слезами. Блудникъ сталъ тогда воздерживаться, злопа¬
мятный спѣшилъ мириться, сребролюбецъ склонялся въ подаянію
милостыни, гнѣвливый и дерзкій обращался въ смиренномудрію и
кротости. Но когда Богъ раэсѣялъ тотъ гнѣвъ, отвелъ бурю, и
мослѣ такого волненія устроилъ тишину, мы опять обратились къ
.прежнимъ дѣламъ. Объ этомъ я н тогда, во время самыхъ иску¬
шеній, напередъ говорилъ и предостерегалъ непрестанно, одна¬
кожъ не имѣлъ никакого успѣха, но всѣ тѣ (внушенія) вы вы¬
бросили изъ ума, какъ сонъ н миношедшую тѣнь. Посему-то
боюсь теперь больше, нежели тогда, и, о чемъ тогда говорилъ я,
особенно боюсь теперь, чтобы намъ не навлечь на себя несчастій
болѣе тяжкихъ, чѣмъ прежнія, и затѣмъ не получить отъ Бога
неизлѣчимой раны. Когда часто согрѣшающій получаетъ отъ Бога
.прощеніе, и между тѣмъ не располагается такимъ долготерпѣ-