Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ III. 32» Объ этомъ узнаешь ты изъ божественнаго Евангелія. Петръ, вер¬
ховной ивъ апостоловъ, первый въ церкви, другъ Христовъ, по¬
лучившій откровеніе не отъ человѣковъ, но отъ Отца, какъ сви¬
дѣтельствуетъ о немъ Господь, говоря: блаокенъ Симоне варъ
Іона, яко плотъ и «еровъ не яви тебѣ, но Отецъ мой небесный
(Матѳ, хп, 17),—этотъ Петръ (когда навиваю Петра, разумѣю
камень несокрушимый, скалу неподвижную, великаго апостола,
перваго ивъ учениковъ, первозваннаго, и перваго послѣдовавшаго
на зовъ), онъ-то сдѣлалъ не какое-либо маловажное преступленіе,
но очень великое, — отрѣкся отъ Самого Господа. Это говорю не
въ обвиненіе праведника, но чтобы дать тебѣ побужденіе къ по¬
каянію. Такъ онъ отвергся Самого Господа вселенной, Попечителя
п Спасителя всѣхъ. Но разскажемъ этотъ случай сначала. Спа¬
ситель вналъ, что во время Его преданія нѣкоторые отойдутъ (отъ
Него), и говоритъ Петру: не хочешь ли и ты отойти? Но Петръ
отвѣчалъ: аще ми есть и умретн съ Тобою, не Тебе (Матѳ, ххѵі, 36; сн. Іоан, п, 67). Что говоришь, Петръ? Богъ
опредѣлилъ, а ты противодѣйствуешь? Но, хотя воля (Петра) н
выказала свое (желаніе), однакожъ слабость природы (его) изоб¬
личалась. Когда же это? Въ ночь, въ которую преданъ былъ Хри¬
стосъ. Тогда, сказано, стоялъ Петръ у горящихъ дровъ и грѣлся;
и вотъ подошла къ нему одна служанка, и говоритъ: вчера и ты
былъ съ этимъ человѣкомъ; а онъ въ отвѣтъ: не внаю сего чело¬
вѣка. Потомъ (отрекся)'и въ. другой, н въ третій равъ—и испол¬
нилось опредѣленіе (Божіе). Засимъ Христосъ взглянулъ на Петра,
и этимъ взглядомъ подалъ голосъ; нева говорилъ съ нимъ устами,
чтобы не обнаружить его предъ іудеями *и не пристыдить своего
ученика, но взглядомъ сказалъ ему: вотъ, Петръ, сбылось то, о
чемъ Я говорилъ. Тогда н Петръ пришелъ въ чувство н началъ
плавать, но заплакалъ не просто, а горько, н ивъ слевъ очей сдѣ¬
лалъ второе крещеніе. Но заплававъ такъ горько, онъ загладилъ
евой грѣхъ, н послѣ этого ему ввѣрены ключи небесные. Если же
плачъ Петра загладилъ Столь великій грѣхъ, то какъ тебѣ не за¬
гладить грѣха, если будешь плавать? Отречься отъ своего Гос¬
пода—было преступленіе не малое, но великое и весьма важное,—
и однакожъ слевы загладили грѣхъ. Плачь же н ты о грѣхѣ своемъ,
только плачь не просто и не для вида, но горько, какъ (плавалъ)
Петръ; и8веди потоки слевъ изъ самой глубины души, чтобы Гос¬
подь, умилосердившись, простилъ , тебѣ прегрѣшеніе. Человѣколю¬
бивъ Господь; Онъ Самъ схавалъ: не хощу смерти грѣшника, но
еже обратитися, покаяться, и живу быти ему (Іезек. хххш, 11).
Отъ тебя хочетъ небольшого труда, а Самъ даетъ великое; отъ
тебя ожидаетъ поводу, чтобы дать тебѣ сокровище спасенія. Пред-