Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
■$2<> ТНОГКНІЯ СИ. ІОАННА ЗЛАТ0УСТАГО. брачнаго чертога. Пришли и пять глупыхъ, и начали стучать въ
дкери чертога, восклицая: отверзи мала; а въ отпѣтъ имъ гласъ
жепихя извнутрн: отойдите отъ меня, не (Мате. ххѵ. Н—12). Итакъ, послѣ столь великихъ трудовъ, чтй онѣ услышали?
Не вѣмъ васъ. Ито значитъ, какъ л скапалъ, что онѣ напрасно и
белъ польлм пріобрѣли себѣ великое достояніе дѣвства. Подумай,
онѣ отвержепы послѣ столь великихъ трудовъ, послѣ того, какъ
обулдалп невоздержаніе, послѣ того, какъ имѣли состяааніс съ
небесными силами, послѣ того, какъ посмѣялись надъ житейскими
дѣлами, перенесли великій лной, переступили черевъ преграды,
послѣ того, какъ воялетѣли отъ яемли на небо, не равломилн
печати тѣла, пріобрѣли великую красоту дѣвства, вошли въ со-
стллапіе съ ангелами, попрали требовапія плоти, вабыли природу,
въ тѣлѣ совершили свойственное безтѣлеснымъ, послѣ того, какъ
пріобрѣли великое и необоримое достояніе дѣвства, послѣ всего
итого оип услышали: отойдите отъ меня, не вѣмъ васъ. Не по¬
думай, будто л считаю маловажнымъ достоинство дѣвства: дѣв¬
ство таково, что инъ древнихъ никто не могъ сохранить его. Но-
:>о« тому-то и велика благодать, что страшное для пророковъ и для
древнихъ нынѣ стало весьма доступно. Что, въ самомъ дѣлѣ,
было всего тяжелѣе и певыносииѣе? Дѣвство и презрѣніе смерти.
Но ихъ нс страшатся нынѣ и слабыя дѣвы. Въ самомъ дѣлѣ,
соблюденіе дѣвства было такъ тяжко, что ивъ древнихъ пикто не
могъ хранить его. Ной былъ праведенъ и имѣлъ свидѣтельство
отъ 1>ога, но жилъ съ женою. Равпымъ образомъ Авраамъ н
Исаакъ, сонаслѣдники ему въ обѣтованіи, жили съ женами. Цѣ¬
ломудренный Іосифъ откавался сдѣлать великій грѣхъ прелюбо¬
дѣянія, но и онъ жилъ съ женою, потому что тяжко было со¬
стояніе дѣвства. Дѣвство утвердилось съ тѣхъ поръ, какъ выросъ
цвѣтъ дѣвства. Итакъ никто изъ древнихъ не могъ хранить дѣв-1
ство, потому что великое дѣло—обуздать тѣло. Изобрази словомъ
видъ дѣвства, и познай величіе втой добродѣтели. У ней каждый
дспь брань, которая никогда пе можетъ умолкнуть; эта брань
хуже войны съ варварами. Ня войнѣ съ варварами бываетъ время
отдыха, — когда ведутъ переговоры; тамъ иногда сражаются,
иногда нѣтъ; тамъ наблюдается порядокъ и время. А на войнѣ,
которая ведется противъ дѣвства, нѣтъ отдыха, потому что воюетъ
діаволъ, который не знаетъ опредѣленнаго времени къ нападенію,
не ожидаетъ условнаго знака къ сраженію, но всегда стоитъ и
старается найти дѣву безоружною, чтобы нанести ей смертель¬
ную рану; и дѣва викогда не можетъ отдохнуть отъ втой брани,
но всегда поситъ въ самой себѣ тревогу п воителя. И осужден¬
ные не такъ бѣдствуютъ, хотя и видятъ начальника только по