Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
325 БЖОЬДЫ О ПОКАЯНІИ III. пусть саігь ты будешь молчать, — тысячи устъ заговорятъ въ за¬
щиту тебя, потому что милостыня востанетъ и защититъ (тебя):
милостыня есть выкупъ души. Поэтому, какъ предъ дверьми цер¬
ковными стоятъ сосуды, наполненные водою, чтобы ты мылъ руки,
такъ внѣ церкви сидятъ и бѣдные, чтобы ты омывалъ руки души.
Омылъ ты чувственныя руки водою? Омой руки души милосты¬
нею. Не ссылайся на бѣдность. Вдовица и въ крайней бѣдности
ввела въ домъ свой Илію, и бѣдность не была (для нея) препят¬
ствіемъ, но съ великою радостію она приняла его; потому и по¬
лучила достойные плоды и собрала жатву милостыни. Но, можетъ
быть, слушатель скажетъ: дай мнѣ Илію. Что ищешь Илію? Го¬
спода Иліи даю тебѣ, и не питаешь Его: какъ же ты принялъ
бы Илію, еслибъ нашелъ его? Христосъ, Господь всяческихъ,
сказалъ: кто сотворилъ единому смявъ меньшихъ,—Мнѣ сотворилъ
(Матѳ, ххг, 40). Если бы царь позвалъ кого-нибудь на вечерю и, 296
когда-бы предстали слуги, схавалъ къ нимъ: возблагодарите его
много ва меня; онъ пропиталъ и принялъ меня въ домъ свой,
когда' я былъ въ бѣдности, оиъ окавалъ мнѣ много благодѣяній
во время нужды,—не каждый ли бы употребилъ и потратилъ всѣ
свон деньги для того, кому царь изъявилъ благодарность? Не
каждый ли бы постарался сбливиться и подружиться съ нимъ? 3; Видѣли вы силу слова (царскаго)? Если же у царя — че¬
ловѣка оно имѣетъ такую честь, то представь себѣ, что Христосъ
въ тотъ день взываетъ предъ ангелами и всѣми силами, и го¬
воритъ: этотъ человѣкъ на землѣ ввелъ Меня въ домъ свой; онъ
оказалъ Мнѣ множество благодѣяній; онъ принялъ Меня—стран¬
ника. Затѣмъ представь себѣ дерзновеніе (этого человѣка) среди
ангеловъ, радость среди чиновъ небесныхъ. О комъ Христосъ
свидѣтельствуетъ, тому какъ не имѣть дерзновенія предъ анге¬
лами? Итакъ, братія, великое дѣло—милостыня. Возлюбимъ ее,—
ей нѣтъ ничего равнаго; она можетъ и загладить грѣхи, и изба¬
вить отъ суда. Ты молчишь, — а она стоитъ и защищаетъ; или
лучше, тогда какъ ты молчишь, тысячи устъ благодарятъ за тебя.
Столько-то благъ отъ милостыни, а мы нераднмъ и не заботимся?
Дай, по возможности, хлѣба. Нѣтъ у тебя хлѣба? Дай оводъ.
Нѣтъ овола? Дай чашу холодной воды. Нѣтъ и этого? Поплачь
съ несчастнымъ, н нолучишь награду,—награду не ва вынужден¬
ное, но ва свободное дѣло. Но вотъ, бесѣдуя объ этомъ, мы за¬
были о дѣвахъ; возвратимся же къ предмету. Дайте намъ, гово¬
рятъ, елея ивъ сосудовъ вашихъ. Не можемъ дать вамъ, еда како
недостанетъ намъ и вамъ; подите лучше и купите у продающихъ.
Идущимъ же имъ куѣити, пріидеженихъ, и тѣ, у которыхъ были
свѣтлыя лампады, внидоша съ ним, • затворены быша двери