Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
320 ТВ0РВН1Я ОВ. ІОАННА 8ЛАТ070ТАГО. щадила даже и одного человѣка. „Я не тановъ, какъ всѣ люди,
или какъ этотъ мытарь: дважды въ недѣлю пощусь, даю бѣднымъ
десятую часть моего имущества". Надменныя слова произнесъ
(фарисей)! Несчастный человѣкъ! Пусть ты осудилъ всю вселен¬
ную: для чего же уяввилъ н стоящаго близъ тебя мытаря? Ты
не удовольствовался бы осужденіемъ вселенной, еслибъ не осудилъ
и стоящаго съ тобою (мытаря)? Что же мытарь? Услышавъ это,
онъ не сказалъ: ты кто таковъ, что говоришь это обо мнѣ? Откуда
знаешь живнь мою? Ты не имѣлъ сношеній, не жилъ со мною, не
проводилъ много времени. Почему столько превозносишься? Кто
свидѣтель твоихъ добрыхъ дѣлъ? Зачѣмъ хвалишь самъ себя? За¬
чѣмъ льстишь самъ себѣ? Ничего такого не сказалъ мытарь, но,
преклонившись, помолился и говорилъ: , милостивъ буди мнѣ грѣшнику (ст. 14)! Чрезъ такое смиренномудріе мытарь сдѣ¬
лался праведнымъ. Фарисей вышелъ изъ храма, потерявъ правед¬
ность, а мытарь вышелъ, стяжавъ праведность,—и слова побѣдили
дѣла. Одинъ дѣлами погубилъ праведность, а другой словомъ
смиренномудрія стяжалъ праведность. Впрочемъ, это и не было
смиренномудріе. Смиренномудріе состоитъ въ томъ, когда кто, бу¬
дучи великимъ, уничижаетъ себя; но признаніе мытаря было не
смиренномудріе, а сущая правда: слова его были справедливы,
потому что онъ былъ грѣшникъ. 5. Въ самомъ дѣлѣ, скажи мнѣ, что хуже мытаря? Онъ поль¬
зуется чужими несчастіями, участвуетъ въ плодахъ чужихъ тру¬
довъ: о трудахъ не помышляетъ, а въ прибыли беретъ себѣ долю.
Такъ, грѣхъ мытаря—самый тяжкій. Мытарь есть не что. иное,
какъ обезопашенное насиліе, узаконенный грѣхъ, благовидное
хищничество. Что хуже мытаря, который сидитъ при пути и со¬
бираетъ плоды чужихъ трудовъ,—который, когда надобно трудиться,
нисколько объ этомъ не заботится, а когда предстоитъ выгода,
беретъ часть ивъ того, надъ чѣмъ не трудился? Если же мытарь,
будучи грѣшникомъ, получилъ столь великій даръ за смиренно¬
мудріе, то не гораздо ли болѣе (получитъ) человѣкъ добродѣтель¬
ный и смиренный? Итакъ, если ты исповѣдуешь грѣхи твои и по¬
кажешь смиренномудріе, то будешь оправданъ. Но хочешь ли
угнать, кто истинно смиренномудръ? Посмотри на Павла, подлинно
смиренномудраго,—на Павла, учителя вселенной, духовнаго витію,
сосудъ избранный, пристань необуреваемую, столпъ неколебимый,—
(на Павла), который въ маломъ тѣлѣ обошелъ вселенную и какъ бы
на крыльяхъ обтекъ ее. Досмотри, какъ онъ смиренно любомудр¬
ствуетъ, онъ—простолюдинъ и мудрецъ, бѣднякъ и богачъ. Его-то
навиваю истинно смиренномудрымъ,—его, который понесъ без¬
численные труды, одержалъ надъ діаволомъ безчисленныя побѣды,