Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
316 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 3.1АТОУСТАГО. разрушилось въ короткое время, а пророчество приноситъ вѣчные
глаголы. Лучше пусть солнце померкнетъ, чѣмъ слова Давида
предадутся забвенію. Онъ впалъ въ прелюбодѣяніе и убійство.
Онъ увидѣлъ, говоритъ Писаніе (2 Цар. хі, 2), моющуюся кра¬
сивую женщину, и возгорѣлъ къ ней любовію; потомъ свон по¬
мыслы привелъ въ исполненіе. И вотъ пророкъ въ прелюбодѣяніи,
драгоцѣнный перлъ—въ грязи. Но онъ еще не сознавалъ, что со¬
грѣшилъ,—такъ былъ усыпленъ страстіюі Когда правящій колесни¬
цею не треевъ, то и колесница несется безпорядочно; а колесница
и правящій ею то же, что наше тѣло н душа. Если душа омра¬
чена, то и тѣло погрязаетъ въ нечистотѣ. Доколѣ правящій ко¬
лесницею стоитъ твердо, дотолѣ и колесница бѣжитъ хорошо; но
когда онъ теряетъ силы н не можетъ править вовжами, тогда п
самая колесница является въ самомъ худомъ положеніи. Такъ
бываетъ и съ человѣкомъ. Доколѣ душа тревва и бодра, дотолѣ и
само тѣло пребываетъ въ чистотѣ; а когда душа омрачена, тогда
и само тѣло погрязаетъ въ нечистотѣ н сладострастіи. Что же
Давидъ? Совершилъ прелюбодѣяніе, но не совнавалъ этого, и ни
отъ кого не былъ обличаемъ. Притомъ, (совершилъ это) въ глубо¬
кой старости, дабы зн&лъ ты, что, если будешь безпеченъ, то п
старость не принесетъ тебѣ пользы, и наоборотъ, если будешь
рачителенъ, то н юность не можетъ повредить тебѣ. Не отъ возра¬
ста добрые нравы, но отъ душевнаго расположенія добрыя дѣла.
Вотъ Даніилъ былъ только двѣнадцати лѣтъ—и судилъ; а старцы
были преклонныхъ лѣтъ—и замыслили прелюбодѣяніе (Дан. хш, 45
слѣд.); и какъ послѣднимъ не принесла пользы старость, такъ пер¬
вому не повредила юность. И чтобы ты угналъ, что дѣла цѣло¬
мудрія зависятъ не отъ возраста, но отъ душевнаго расположенія,
вотъ Давидъ, уже въ старости, впалъ въ прелюбодѣяніе, совер¬
шилъ убійство, и былъ въ такомъ состояніи, что и самъ не 8налъ,
что онъ согрѣшилъ, такъ какъ управитель—умъ былъ упоенъ не¬
воздержаніемъ. Что же Богъ? Посылаетъ къ нему Наѳана про¬
рока. Пророкъ приходитъ къ пророку. Такъ бываетъ и съ врачами:
когда врачъ сдѣлается боленъ, тогда нуждается онъ въ другомъ
врачѣ. То же самое и здѣсь. Пророкъ согрѣшилъ, пророкъ же
принесъ и врачество. Итакъ, приходитъ къ нему Наѳанъ, и не
287 сейчасъ, какъ переступилъ порогъ, обличаетъ его, не говоритъ:
бе8законннкъ, непотребный, прелюбодѣй н убійца! Столько поче¬
стей получилъ ты отъ Бога—н попралъ заповѣди Его! Ничего
такого не сказалъ Наѳанъ, дабы не сдѣлать его безстыднымъ,
потому что оглашеніе грѣховъ вызываетъ согрѣшившаго на безстыд¬
ство. Итакъ, Наѳанъ приходитъ къ Давиду и сплетаетъ разсказъ
о тяжебномъ дѣлѣ. Что же говоритъ? Царь, у меня есть къ тебѣ