Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. 312 дучи переносить стыда отъ бѣдности. Эту притчу нашелъ а нуж¬
нымъ сказать для того, чтобы вы внали, что отпускаются и грѣхи,
сдѣланные послѣ крещенія,—если мы будемъ внимательны. А это
говорю не для того, чтобы вовлечь васъ въ безпечность, но чтобы
отвлечь отъ отчаянія, потому что отчаяніе причиняетъ намъ больше
вла, нежели безпечность. Итакъ, этотъ (блудный) сынъ предста¬
вляетъ собою образъ падшихъ послѣ крещенія; а что онъ озна¬
чаетъ падшихъ послѣ крещенія, видно вотъ откуда: онъ называется
сыномъ, а сыномъ никто не можетъ назваться беэъ крещенія. Онъ
и жилъ въ домѣ отеческомъ, и получилъ долю во всемъ отече-
ззз скомъ имуществѣ, а прежде крещенія нельзя воспользоваться оте¬
ческимъ достояніемъ, ни получить наслѣдство. Такимъ образомъ
все это указываетъ намъ на общество вѣрныхъ. Притомъ,' (блуд¬
ный сынъ) былъ братомъ жившаго честно, а братомъ не могъ
быть бевъ духовнаго возрожденія. Итакъ, этотъ (блудный сынъ),
дойдя до крайней степени порока, что говоритъ? Возвращусь опять
ко отцу мему (Лук. хѵ, 18). Отецъ для того и отпустилъ его
и не помѣшалъ ему уйти на чужую сторону, чтобы онъ опытомъ
угналъ, сколько получалъ благодѣяній, живя дома. И Богъ часто,
когда не убѣдитъ словами, даетъ урокъ самыми дѣлами,—объ этомъ
Онъ говорилъ въ іудеямъ. Такъ Онъ, когда, потративъ чревъ про¬
роковъ мнояюство словъ, не убѣдилъ и не склонилъ (нхъ), то,
опредѣливъ дать имъ урокъ наказаніемъ, говоритъ къ нимъ: на¬
кажетъ тя отступленіе твое, н злоба твоя обличите тя (Іер.
іі, 19). Слѣдовало бы вѣрить Ему и прежде самаго событія, но
какъ они были столько безчувственны, что не вѣрили Его увѣ¬
щаніямъ и совѣтамъ, коими Онъ предотвращалъ ихъ отъ по¬
рока, то Онъ уже попускаетъ самымъ событіямъ вразумить ихъ,
дабы хотя такимъ образомъ снова привлечь ихъ къ себѣ. Когда
же блудный сынъ, ушедши на чужую сторону и дознавши опы¬
томъ, какъ гибельно удаленіе ивъ дома отеческаго, возвратился,—
отецъ не повлопамятствовалъ, но принялъ его съ распростер¬
тыми руками. Отчего же такъ? Оттого, что онъ былъ отецъ,
а не судья. И вотъ уже ликованія и пиршества, и праздники,
и свѣтелъ и радостенъ сталъ весь домъ! Что говоришь? Это
ли плата за порокъ? Не за порокъ, человѣкъ, но за возвра¬
щеніе (въ домъ); не за грѣхъ, но за покаяніе; не за худыя дѣла,
но ва исправленіе. И что еще больше,—когда старшій сынъ огор¬
чился этимъ, отецъ и его ласково успокоилъ, говоря: ты всегда
со мною еси, а сейизіиблъ бл, и мертвъ бѣ, и оживе
(Лук. хг, 31, 32). Когда, говоритъ, нужно спасти погибшаго, то
тутъ время не суда и строгаго изслѣдованія, но только человѣко¬
любія и прощенія. Ни одинъ врачъ, вмѣсто того, чтобы дать лѣ-