Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
311 БИСФДЫ О ПОКАЯНІИ I. неумѣренности становится гибельною. И смотри, какая точность
въ словахъ. Не сказалъ: да не погубитъ его. діаволъ, но что? Да зві
необидим» будемъ отъ сатаны (2 Кор. іі, 11); а вдѣсь слово обида
(ісХаоѵ*5бх) значитъ похищеніе чужого. Итакъ, показавъ, что со¬
грѣшившій чревъ покаяніе сдѣлался уже чужимъ для діавола н
своимъ въ стадѣ Христовомъ, Павелъ говоритъ: да
будемъ отъ сатаны, потому что если сатана и послѣ этого бу¬
детъ удерживать его, то онъ похищаетъ уже нашъ членъ, беретъ
овцу„ ивъ наіЬего стада, такъ какъ тотъ уже сложилъ съ себя
грѣхъ чревъ покаяніе. Такъ Павелъ, аная, что сдѣлалъ діаволъ съ Іудою, боялся»
чтобы и вдѣсь не случилось то же самое. Что же сдѣлалъ (діа¬
волъ) съ Іудою? Іуда раскаялся: согрѣшитъ, говоритъ, предавъ
кровъ неповинную (Мо. ххѵіі, 4). Услышалъ эти слова діаволъ;
понялъ, что Іуда вступаетъ на путь къ лучшему и идетъ къ спа¬
сенію—и устрашился такой перемѣны. Человѣколюбивъ, говоритъ,
у него Господь: когда хотѣлъ (Іуда) предать Его, Онъ плакалъ о •
немъ н многократно вравумлялъ его: не гораздо ли болѣе приметъ
его кающагося? Когда онъ былъ неисправимъ, и тогда влекъ и
звалъ его къ себѣ: не гораздо лн болѣе привлечетъ къ себѣ испра¬
вившагося и ловнавшаго свой грѣхъ? Для этого-то Онъ пришелъ
и на распятіе. Что же (діаволъ) сдѣлалъ? Смутилъ Іуду, омрачилъ
чрезмѣрностію печали, гналъ, преслѣдовалъ, пока не довелъ до
петли, пока не вывелъ изъ настоящей жизни и не лишилъ намѣ¬
ренія покаяться. А что спасся бы и Іуда, еслибы остался жпвъ,
это видно ивъ примѣра распинателей. Если (Господь) спасъ воз¬
несшихъ Его на крестъ, и на самомъ крестѣ умолялъ Отца и
просилъ имъ прощенія въ грѣхѣ, то явно, что Онъ со всѣмъ
благоволеніемъ принялъ бы и предателя, еслибъ этотъ принесъ
надлежащее покаяніе; но онъ не въ состояніи былъ воспользоваться
снмъ врачествомъ, бывъ поглощенъ чрезмѣрною скорбію. Этого-то
именно опасаясь, Павелъ понуждаетъ коринѳянъ похитить того
человѣка изъ челюстей діавола. И зачѣмъ говорить о томъ, что
было у коринѳянъ? Петръ трижды отрекся послѣ участія въ таин¬
ствахъ, но слевами загладилъ все. Павелъ былъ гонитель, бого¬
хульникъ и обидчикъ, гналъ не только Распятаго, а также и
всѣхъ послѣдователей Его; но—раскаялся, н сталъ апостоломъ.
Богъ .требуетъ отъ насъ только малаго повода, и даруетъ вамъ
отпущеніе многихъ грѣховъ. Скажу вамъ и притчу, которая слу¬
житъ подтвержденіемъ этого. 4. Были два брата; они раздѣлили между собою отеческое имѣ¬
ніе, и одинъ игъ нихъ остался дома, а другой прожилъ все, что
было ему дано, и ушелъ въ чужую сторону, не въ состояніи бу-