Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ПОКАЯНІИ I. 307 рожденія, & вы заставляете меня терпѣть это. Притомъ, тѣ бо¬
лѣзни мучатъ одно мгновеніе, н прекращаются, коль скоро дитя
выйдетъ изъ утробы матерней, а эти не такъ, напротивъ, продол¬
жаются даже по цѣлымъ мѣсяцамъ. Павелъ часто по цѣлому году
былъ въ мукахъ рожденія, и не могъ родить эачатыхъ имъ. Тамъ
трудъ плоти, а здѣсь болѣвнн терзаютъ не чрево, но поражаютъ
самую силу души. И чтобы увѣриться, что эти болѣзни (духовнаго
рожденія) тяжелѣе, (подумай), какая мать рѣшилась когда-либо
пойти въ геенну за своихъ дѣтей? А Павелъ пе только рѣшается
пойти въ геенну, но н желаетъ отлученъ быть отъ Христа, только
бы ему родить іудеевъ, для которыхъ онъ всегда и непрерывно
былъ въ мукахъ рожденія; и какъ это не сбывалось, то онъ съ
горестію говорилъ: скорбь ми есть и непрестающая болѣзнь
сердцу моему (Рим. іх, 2). И здѣсь опять: чадца моя, имиже
паки болѣзную, дондеже вообразится Христосъ въ васъ (Гал. тт, 19). Что блаженнѣе той утробы, которая могла рождать та¬
кихъ дѣтей, кои способны имѣть въ себѣ Христа? Что плодоноснѣе
той, которая родила всю вселенную? Что сильнѣе той, которая
родившихся и возросшихъ недоносковъ могла снова зачать и пре¬
образовать? Это въ естественныхъ родахъ невозможно. Но почему
Павелъ не сказалъ: чадца моя, ихже паки рождаю, но: имиже
паки болѣзную, хотя въ другомъ мѣстѣ говоритъ о себѣ, что онъ
рождаетъ: о Христѣ бо Іисусѣ азъ вы родитъ (1 Еор. іг, 15)?
Потому, что тамъ онъ хотѣлъ показать только сродство, а вдѣсь
■старался выставить и трудъ. Какъ же онъ называетъ чадами тѣхъ,
которые еще не родились? Если онъ болѣгнуетъ, значитъ, еще не
родилъ: какъ Же называетъ чадами? Дабы ты зналъ, что онъ тер¬
питъ уже не первыя муки рожденія, и этого довольно было, чтобы
пристыдить ихъ (галатянъ). Я, говоритъ, былъ уже разъ отцемъ
и перенесъ для васъ, какія слѣдовало, муки рожденія; и вы разъ
сдѣлались уже чадами: для чего же снова подвергаете меня вто¬
ричнымъ мукамъ рожденія? Довольно скорбей и отъ перваго ро¬
жденія: для чего же снова терваете меня болѣзнями? Въ самомъ
дѣлѣ, паденія вѣрныхъ причиняли ему не меньшую скорбь, чѣмъ
я (грѣхи) еще неувѣровавшихъ: невыносимо тяжко было видѣть,
какъ они (вѣрующіе), послѣ участія въ такихъ таикствахъ, укло¬
нялись въ нечестіе. Поэтому онъ весьма горько и жалобнѣе вся¬
кой жены плакалъ и говорилъ: чадца моя, имиже *акм болѣзную,
дондеже вообразится Христосъ въ васъ (Гал. іг, 19). А это гово¬
рилъ онъ для того, чтобы въ то же время и ободрить и устрашить
(галатянъ). Показавъ, что Христосъ не вообразился въ нихъ, Па¬
велъ повергъ ихъ въ смущеніе и страхъ; а давъ понять, что Онъ
можетъ вообразиться,—опять возбудилъ въ нихъ бодрость. Слова: ■ВДАПВ О НВ. ДГХ. АКАДВКЛ. ?0* 270-