Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ДІАВОЛѢ III. 299 дятъ родъ сей;не сказалъ бы, что царица осудитъ іудеевъ (ст. 42). Такъ, не только народы осуждаютъ народы, не
нерѣдко ■ одинъ человѣкъ осуждаетъ цѣлый народъ, когда тѣ,
которые могли бы скорѣе поддаться обольщенію, оказываются
устоявшими противъ обольщенія, а тѣ, которые всячески должны бы
одолѣть, являются побѣжденными. Поэтому вспомнили мы (теперь) и
объ Адамѣ и объ Іовѣ: надобно же опять обратиться къ тому пред¬
мету, чтобы досказать и остальное. На Адама напалъ (діаволъ)
простыми словами, а на Іова дѣлами; у этого отнялъ все богат¬
ство и дѣтей, а у того не ввялъ ничего, ни малаго, ни великаго. Но лучше, разсмотримъ' и самыя слова, и способъ нападенія. При- гзэ
шелъ, сказано, змій, и речеженѣ: что яко рече да не яете отъ всякаго древа въ рай (Быт. ш, 1)? Здѣсь вмій, тамъ—у
Іова жена; великая разность и въ совѣтникахъ: тотъ рабъ, а эта
подруга въ жигни; эта помощница, а тотъ подчиненный. Видишь,
какой непростительный грѣхъ? Эту (Еву) прельстилъ подчинен¬
ный и рабъ, а того (Іова) не могла нивринуть и подруга, н по¬
мощница. Но посмотримъ еще, что змій говоритъ. Что яко рече
Бои: да неяете отъ всякаго древа?Но Богъ сказалъ не такъ, а
напротивъ. Смотри же на хитрость діавола: онъ сказалъ то, что
(Богомъ) не сказано, чтобы узнать, что сказано. А жена что?
Вмѣсто того, чтобы заградить уста (діаволу), вмѣсто того, чтобы
ие отвѣчать ему, она, по неразумію, высказала волю Господню, и
этимъ дала ему крѣпкую опору. 4. Смотри, какое эло—ввѣряться необдуманно врагамъ и зло¬
желателямъ! Поэтому Христосъ сказалъ: не псомъ, не пометайте бисеръ вами шпредъ свиніям да некогда вращ-
теся расторгнутъ вы (Мѳ. ти, 6). А это случилось съ Евою:
дала она святое псу, свиньѣ, а тотъ (діаволъ) попралъ слова и,
обратившись, растерзалъ жену. И смотри, какъ онъ лукавъ: не
смертно умрете, говоритъ. Здѣсь обратите внимавіе на то, что
жена въ состояніи была узнать обманъ. (Діаволъ) тотчасъ объ¬
явилъ вражду я брань лротивъ Бога, тотчасъ заговорилъ противъ
(Него). Пусть такъ, ты говорила съ Нимъ предъ тѣмъ, какъ онъ
хотѣлъ знать волю (Божію): но затѣмъ слушала его послѣ того,
какъ онъ сказалъ противное? Богъ сказалъ: смертію умрете; а
онъ ваговорилъ противъ этого, и сказалъ: не смертію умрете. ЧтЬ яснѣе этого противорѣчія? Откуда еще надлежало узнать
врага и противника, какъ не отсюда—ивъ того, что онъ загово¬
рилъ противъ Бога? Такъ, надлежало бы тотчасъ бѣжать отъ яда,
надлежало бы отскочить отъ сѣти. Не смертію умрете, говоритъ
діаволъ; вѣдягиебо Бои, яко, въ онъ же аще день смѣете, от* верзутся очи ваши, и будете яко бози (Быт. га, 5). Обѣщаніемъ