Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
вводы о ділвол* ш. 295 длинныхъ рѣчей, не нужно стройнаго расположенія (доказательствъ),
нн умозаключеній; доказательство—въ дѣлахъ. Скажи ему: и тв
рабъ, и онъ рабъ; и ты человѣкъ, н онъ человѣкъ; въ томъ же
мірѣ живешь ты, подъ тѣмъ же небомъ, тою же питаешься пн*
щею: какъ же ты живешь порочно, а онъ добродѣтельно? Для
того и Богъ попустилъ злымъ смѣшаться съ добрыми, и не далъ
злымъ одной земли, а добрыхъ не помѣстилъ на другую вселен¬
ную, но смѣшалъ этихъ съ тѣми, чтобы доставить (людямъ) ве¬
ликую пользу. Добрые являются въ бЬлыпей славѣ, когда, находясь
среди препятствующихъ имъ жить праведно и влекущихъ къ
грѣху, крѣпко держатся добродѣтели. Подобаетъ сказано, и
ересемь п васъ биты, да испусти бываютъ въ васъ (1 Кор. хі, 19). Такъ вотъ, для этого Богъ и попустилъ злымъ быть среди
(добрыхъ), чтобы добрые просіяли болѣе. Видишь, какая польэа?
Впрочемъ польза (собственно) не отъ злыхъ, но отъ мужества
добрыхъ. И Ною мы удивляемся, не потому только, что онъ былъ
праведникъ, и не потому, что былъ совершенъ, но потому, что
соблюлъ добродѣтель среди того племени развращеннаго и грѣш¬
наго, когда не было предъ нимъ примѣра добродѣтели, когда всѣ
увлекали его къ пороку, а онъ во всемъ шелъ напротивъ имъ,
какъ какой-либо путникъ, который идетъ по дорогѣ наперекоръ
быстро стремящейся многочисленной толпѣ. Поэтому не просто
сказано: Нос праведенъ, совершенъ, но прибавлено: въ родѣ своемъ
(Бнт. ѵі, 9),—въ развращенномъ, въ отчаянномъ, потому что не
было никакой эаботы о добродѣтели. Вотъ какая польза добрымъ
отъ элыхъ! Такъ и деревья дѣлаются крѣпче, когда качаютъ ихъ
противоположные вѣтры. Впрочемъ, и злымъ есть польза отъ со- 2вв
общества съ добрыми: они ихъ стыдятся, краснѣютъ, совѣстятся;
если и не отстаютъ отъ грѣха, по крайней мѣрѣ, дѣлаютъ зло
скрытно. И то не мало значитъ, что они не дѣлаютъ зла нагло:
жизнь другихъ служитъ обличеніемъ порочности ихъ. Послушай,
что говорятъ (нечестивые) о праведникѣ: тяжекъ есть намъ и къ
видѣнію (Прем. и, 15). Не маловажное уже начало исправленія,
когда (нечестивые) мучатся присутствіемъ праведника; онн и не
говорили бы этого, еслибы видъ праведника не терзалъ ихъ. А му¬
ченіе и терзаніе совѣсти отъ присутствія праведника будетъ для
нихъ не малымъ препятствіемъ—дѣлать зло съ безстыдствомъ.
Видишь, сколько пользы и добрымъ отъ элыхъ, и злымъ отъ доб¬
рыхъ? Поэтому Богъ не отдѣлилъ ихъ, но попустилъ емѣшаться
между собою. 2. Тоже самое должны мы сказать и о діаволѣ. И его (Богъ)
оставилъ 8дѣсь для того, чтобы тебя сдѣлать крѣпче, чтобы по-