Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДА ТРЕТЬЯ. О тонъ, что грѣхъ отъ безпечности, а добродѣтель отъ рачительности*
и что бдительному не могутъ повредить ни злые люди, ни самъ діа¬
волъ; также доказательство, почерпнутое изъ многаго другого и изъ.
того, что касается Адама и Іова. 0. ЕРЕДЪ вчерашнимъ днемъ мы бесѣдовали съ вашей любовью-
о діаволѣ, а иные предъ вчерашнимъ хе днемъ, когда шла.
1 здѣсь такая бесѣда, сидѣли въ театрахъ и смотрѣли на.
діавольскій праздникъ; они слушали блудныя пѣсни, вы вни¬
мали духовнымъ наставленіямъ; они вкушали скверну діавольскую,,
вы насыщались духовнымъ мгромъ. Ето хе увлекъ ихъ? Кто от-
2вб лучилъ ихъ отъ священнаго стада? Ухели и ихъ обольстилъ діа¬
волъ? Какъ хе онъ не обольстилъ васъ? Вы и они—одинаковые
люди, разумѣю—по природѣ; у васъ и у нихъ одинаковая душа,
одинаковыя природныя наклонности: какъ хе вы и они не оди¬
наковы въ дѣлахъ? Такъ какъ не одинакова воля у васъ и у нихъ,
то они—въ обольщеніи, а вы—не въ обольщеніи. Говорю это опять
не въ оправданіе діавола, но чтобы освободить васъ отъ грѣховъ.
•Золъ діаволъ, признаю ото и я; но онъ золъ для себя, а не для
насъ, если только мы бдительны. Таково свойство грѣха: онъ
пагубенъ только дѣлающимъ его; не такова, напротивъ, добродѣ¬
тель: она можетъ приносить пользу не только дѣлающимъ ее,
но и блихннмъ. И чтобы увѣрился ты, что злой золъ для себя,
а добрый добръ и для другихъ, представляю тебѣ свидѣтельство
изъ Притчей. Сине, сказано, аще золъ будеши, единъ почерянеиш
злая: аще же премудръ, себѣ и искреннему (Притч. іх, 12). Они обольщены въ театрахъ, а вы не обольщены: ето самое
важное опытное доказательство, ясное свидѣтельство и неопровер¬
жимый доводъ на то, что во всемъ властна воля. Этимъ-то дока¬
зательствомъ воспользуйся и ты. Когда увидишь, что человѣкъ
живетъ порочно и дѣлаетъ всякій грѣхъ, между тѣмъ жалуется
на Промыслъ Божій и говоритъ, будто Онъ предалъ нашу при¬
роду неизбѣжному року и судьбѣ, и жестокому владычеству де¬
моновъ,—что итогъ человѣкъ во всемъ снимаетъ вину съ себя н
слагаетъ на Создателя и Промыслителя вселенной: загради ему
уста, не словомъ, но дѣломъ, указавъ на другого, такого хе, какъ
и онъ, человѣка, живущаго добродѣтельно н честно. Не нужно