Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
вводы о діаволѣ п. 293 -знать н третій путь покаянія? Это пламенная и усердная молнтва,
возносимая притомъ отъ самой глубины сердца. Не видѣлъ ли ты,
какъ та вдовица умилостивила жестокаго судію (Лук. хгш, 3)? А у тебя Владыка кроткій, снисходительный и человѣколюбивый!
Юна просила (о защитѣ) противъ враговъ, а ты просишь не про- 264
тнвъ враговъ, но о своемъ спасеніи. Если же хочешь знать и че¬
твертый (путь покаянія), то назову милостыню: она имѣетъ вели¬
кую и несказанную силу. И Навуходоносору, который совершалъ
всякаго рода грѣхъ и всякое яечествіе, Даніилъ говоритъ: царю,
совѣтъ мой да будетъ тебѣ угоденъ: грѣхи твоя милостынями
искупи, и неправды твоя щедротами убогихъ (Дан. іѵ, 24). Что
можетъ сравниться съ этимъ человѣколюбіемъ? Послѣ безчислен¬
ныхъ грѣховъ, послѣ столькихъ беззаконій, грѣшнику обѣщается
прощеніе, если онъ будетъ человѣколюбивъ въ своимъ сорабамъ.
Также, скромность и смиренномудріе, не менѣе всѣхъ сказанныхъ
средствъ, заглаждаютъ грѣхи: свидѣтель тому мытарь, который не
могъ указать на свои добрыя дѣла, но, вмѣсто всѣхъ (такихъ дѣлъ),
выставляетъ смиреніе—и слагаетъ съ себя тяжкое бремя грѣховъ,
(Лук. хгш, 13). Вотъ мы показали пять путей покаянія: первый—
осужденеіе грѣховъ, второй—отпущеніе грѣховъ ближнимъ, третій—
состоящій въ молитвѣ, четвертый—въ милостынѣ, пятый—въ смирен¬
номудріи. Итакъ, не оставайся въ праздности, но каждый день проходи
но всѣмъ этимъ путямъ, потому что и пути удобные, и ты не мо¬
жешь отговориться бѣдностію. Нѣтъ, хотя бы жилъ ты бѣднѣе
всѣхъ, можешь и оставить гнѣвъ, и смириться, и помолиться
усердно, н осудить грѣхи,—словомъ: бѣдность ни въ чемъ этомъ
не служитъ помѣхою. И. что говорю объ этомъ, когда и на томъ
пути покаянія, на. которомъ нужно издерживать девьги (разумѣю
милостыню), и тамъ бѣдность нисколько не препятствуетъ намъ
исполнить заповѣдь? Это показала вдовица, положившая двѣ лепты
(Марк. хп, 42). Итакъ, узвавъ способъ врачеванія нашихъ ранъ,
будемъ постоянно употреблять эти лѣкарства, чтобы, возстановивъ
въ себѣ истинное вдравіе, и вкусить намъ съ дерзновеніемъ свя¬
щенной трапезы, н срѣтнть съ великою славою Царя славы Хри¬
ста, и получить вѣчныя блага, благодатію, и щедротами, и чело¬
вѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, чревъ Котораго и
съ Которымъ слава, держава, честь Отцу со всесвятымъ, и бла¬
гимъ, и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣ¬
ковъ. Аминь.