Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БВОѢДЫ О ДІАВОЛѢ II. 291 вездѣ виною произволеніе, вездѣ властвуетъ воля. А діаволъ, если
хочешь внать, даже полезенъ намъ, только бы мы умѣли обра¬
щаться съ ннмъ: тогда онъ доставляетъ намъ многія выгоды и не
маловажныя пріобрѣтенія. Это многократно доказали мы и при- »бз
мѣромъ Іова, но можно то же узнать н отъ Павла. Пиша о кро-
восмѣсникѣ, онъ такъ говоритъ: предадите токоваго во изможденіе плоти, да духъ спасется (1 Кор. г, 5). Вотъ, діа¬
волъ сдѣлался и виновникомъ спасенія, только не по своей волѣ,
но по искусству апостола. Какъ врачи берутъ змѣй и, отсѣ¬
вая у нихъ вредныя части, приготовляютъ ивъ этихъ ядови¬
тыхъ животныхъ лѣкарства, такъ поступилъ и Павелъ: ивъ при¬
чиняемаго діаволомъ страданія онъ ввялъ, что только было по¬
лезно, а прочее оставилъ. И чтобы 8налъ тн, что (эдѣсь) діаволъ
не виновникъ спасенія, напротивъ старался погубить и поглотить
человѣка, но что апостолъ своею мудростію сокрушилъ ему че¬
люсть, послушай, что говоритъ онъ (апостолъ) о томъ же крово-
-смѣсникѣ во второмъ посланіи къ Коринѳянамъ: утвердите къ
нему любовь, да не капо многою скорбію пожертъ будетъ -
-мм), и да не обидимы будемъ отъ сатаны (2 Кор. п, 8, 7, 11),
т. е. поспѣшимъ нсхнтить человѣка ивъ челюстей звѣря. Апо¬
столъ часто пользовался діаволомъ, какъ палачемъ; а палачи на¬
казываютъ преступниковъ, не какъ Сами хотятъ, но какъ позво¬
ляютъ судьи, потому что законъ для палача — наказывать, какъ
велитъ судьи. Видишь, на какое достоинство ваошедъ апостолъ?
Облеченный тѣломъ распоряжался безтѣлеснымъ, какъ палачемъ,
н—чтб говоритъ діаволу объ Іовѣ общій всѣхъ Владыка, повелѣ¬
вая такъ: коснись плоти его, но души ш не касался (Іов. и, 6).
полагая ему предѣлы и мѣру наказаній, чтобы этотъ свирѣпый
звѣрь (діаволъ) не напалъ на него (Іова) слишкомъ нагло,—тоже
дѣлаетъ н апостолъ. Предавая блудника діаволу, онъ говоритъ:
во изможденіе плоти (1 Кор. г, 5), т. е. души его не касайся.
Видишь власть раба? Не бойся же діавола, хоть онъ и безтѣле¬
сенъ, потому что онъ палъ, а нѣтъ ничего слабѣе павшаго, хотя
бы онъ не былъ облеченъ тѣломъ; равно какъ и нѣтъ ничего
сильнѣе имѣющаго дерзновеніе (предъ Богомъ), хотя бы онъ обле¬
ченъ былъ въ смертное тѣло. 5. Все это сказано мною теперь не для того, чтобы діавола
освободить отъ обвиненій, но чтобы васъ отвести отъ безпечности.
Онъ-то сильно желаетъ, чтобы мы вину нашихъ грѣховъ слагали
на него, дабы, питаясь этнмн надеждами и дѣлая всякаго рода
грѣхи, увеличили мы свое наказаніе и не получили никакого из¬
виненія оттого, что на него слагаемъ вину, подобно тому, какъ
не получила и Ева. Но мы не будемъ дѣлать этого, а познаемъ ■Малп опв. дл. Акддипа. 19*