Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
290 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. почтоша и послужиша твари паче Творца (Рнм. і, 21—25).
Здѣсь является на сцену отнюдь не діаволъ, отнюдь не демонъ,
но одна лишь тварь,—учительница богоповнанія. Какъ же сдѣ¬
лалась она причиною нечестія? Не по своей природѣ, но отъ без¬
печности невнимательныхъ. Что же? Не уничтожить ли намъ и
тварь, скажи мнѣ? Но что говорить о твари? Перейдемъ къ нашимъ членамъ;
найдемъ, что и они бываютъ причиною погибели, когда мы не¬
внимательны,—не но собственной ихъ природѣ, но отъ нашей
безпечности. Смотри: глазъ данъ для того, чтобы ты, взирая на
тварь, прославлялъ Владыку; но, если ты не хорошо станешь
пользоваться глазомъ, онъ бываетъ для тебя виновникомъ любо¬
дѣянія. Языкъ данъ для того, чтобы ты прославлялъ, чтобы хва¬
лилъ Творца; но, если ты не имѣешь надлежащей внимательности,
онъ бываетъ у тебя виною богохульства. Руки даны для того,
чтобы ты воздѣвалъ ихъ на молитву; но, если ты невоздерженъ,
то простираешь ихъ на хищничество. Ноги даны для того, чтобы
ты текъ на добрыя дѣла; но, если ты безпеченъ, то пойдешь ими
на худыя дѣла. Видишь, что слабому все вредитъ; видишь, что
слабаго и спасительныя лѣкарства подвергаютъ смерти, не по
собственной ихъ природѣ, а по его слабости? Богъ создалъ небо,
чтобы ты, подивившись дѣлу (рукъ Его), поклонился Владыкѣ:
но иные, оставивъ Творца, поклонились самому небу, а это огь
ихъ нерадѣнія и неразумія. Но что говорить о твари? Что мо¬
жетъ быть спасительнѣе креста? Но и этотъ крестъ для слабыхъ
сдѣлался соблазномъ. Слово Со крестное убо юрод¬
ство есть, а спасаемымъ сила Божія есть (1 Кор. і, 18); и опять: проповѣдуемъ Христа распята, Іудеемъ убо соблазнъ, Еллиномъ
же безуміе (Кор. і, 23). Что можетъ быть учительнѣе Павла и
апостоловъ? Но эти апостолы для многихъ были запахомъ смерто¬
носнымъ, почему и сказано: овлмъ убо воня смертная въ слирть:
овѣмь же животная въ животъ (2 Кор. п, 16). Видишь, что
слабый и отъ Павла получаетъ вредъ, а сильный н отъ діавола
не терпитъ зла? 4. Хочешь, предложимъ слово и о Христѣ? Что сравнятся
съ тѣмъ спасеніемъ? Что благотворнѣе того пришествія? Но и
это спасительное, благотворное пришествіе для многихъ послу¬
жило къ умноженію наказанія. На судъ, говоритъ Спаситель, Азъ
въ міра сей пріидохь, да невидящій видятъ, и видящій слѣпи бу¬
дутъ (Іоан, іх, 39). Что говоришь? Свѣтъ сдѣлался причиною
слѣпоты? Не свѣтъ сдѣлался причиною слѣпоты, но слабыя очи
души не могли принять свѣта. Видишь, что слабый отъ всего
терпитъ вредъ, а сильный отъ всего получаетъ пользу, потому что