Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ДІАВОЛЪ 11. 289 природы, во отъ произволенія; потону что и оиа то бываетъ, то
перестаетъ быть. Не говори ниѣ, что злость всегда есть въ діа¬
волѣ: и въ йенъ она не была вначалѣ, но явилась послѣ, по¬
чему и называется онъ отступникомъ; и хотя мцого есть влыхъ и
людей, но онъ одинъ по преимуществу навивается влымъ. Почему
же такъ называется? Потому что онъ, не потерпѣвъ никакого зла
отъ насъ, не имѣя повода винить насъ ни въ маломъ, ни въ ве¬
ликомъ, (а только) увидѣвъ человѣка въ чести, тотчасъ позавидо¬
валъ его блаженству. Что можетъ быть хуже этой влости, когда
возникаетъ вражда и война бевъ всякой благовидной причины?
Итакъ оставимъ діавола, н выведемъ на сцену тварь (природу), что¬
бы ты позналъ, что не бываетъ діаволъ виною нашихъ грѣховъ, если
только мы вахотимъ быть внимательными,—чтобы ты погналъ, что
слабый волею, нерадивый и безпечный (человѣкъ) н безъ діавола
падаетъ и низвергается во многія пропасти грѣха. Діаволъ золъ,—
знаю это и я, знаютъ всѣ; но внимай тщательно тому, что будетъ
сказано теперь. Это не маловажный предметъ, но такой, что о
немъ говорятъ многіе часто и во многихъ мѣстахъ; о немъ ве¬
ликая распря и война не только у вѣрующихъ съ невѣрующими,
но и у вѣрующихъ съ вѣрующими: а это весьма прискорбно! 3. Итакъ всѣ, какъ схавалъ я, признаютъ діавола злымъ. Что
же скажемъ объ этой прекрасной и чудной твари (природѣ)?
Ужелн и тварь зла? Но кто столько нечестивъ, кто столько без¬
разсуденъ и безуменъ, чтобы опорочить тварь? Итакъ, что скажемъ
о ней? Оиа не зла, напротивъ прекрасна, и служитъ доказа¬
тельствомъ Божіей премудрости, и силы, и человѣколюбія. Послу¬
шай, какъ удивляется ей пророкъ, говоря: дѣла твоя Господи: вся премудростію сотворилъ еси (ІІсал. спі, 24):
не сталъ онъ наслѣдовать каждое (дѣло Божіе) порознь, но по¬
никъ предъ непостижимою премудростію Божіей! А что (Богъ)
создалъ тварь столь прекрасною и величественною съ благою цѣлію,
послушай, какъ говоритъ нѣкто: отъ величества и красоты со¬
зданій сравнительно рододѣлатель ихъ (Прем. Сол. хш, 5); послушай и Павла, который говоритъ: невидимая бо Ею
отъ созданія міра творенми «омьтляема видима суть (Рим.
і, 20). Тотъ и другой словами своими указали на то, что (тварь)
руководитъ насъ въ богопознанію, что она помогаетъ намъ по- гві
знавать Господа. Что же? Если увидимъ, что эта самая прекрасная
и чудная тварь бываетъ для многихъ причиною нечестія, ужели
станемъ винить ее? Никакъ; напротивъ, (винить должны мы) тѣхъ,
кои не воспользовались, какъ должно, лѣкарствомъ. Бакъ же стала
причиною нечестія эта (тварь), руководительница къ богоповнавію?
Омрачились, говоритъ Писаніе, помышленіи своими, мудрые и ПОГОЖІЯ ОВ. ІОАОА ЫАТОГОТАГО. 19