Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ДІАВОЛѢ I. 283 вѣчеекія не управляются Промысломъ, то когда бы н этого не
было, чего (богохульники) не скагалн бы? Какихъ словъ не изрыг¬
нули бы? Вотъ почему Богъ однихъ изъ злыхъ людей наказываетъ,
а другихъ не наказываетъ, и однихъ ивъ добрыхъ награждаетъ,
а другихъ не награждаетъ. Не наказываетъ всѣхъ, чтобы увѣрить
тебя, что есть воскресеніе; наказываетъ нѣкоторыхъ, чтобы безпеч¬
ныхъ сдѣлать болѣе рачительными, возбуждая въ нихъ страхъ
наказаніемъ другихъ. Опять, нѣкоторыхъ изъ добрыхъ награж¬
даетъ, чтобы этими наградами побудить другихъ въ ревности о
добродѣтели; но не награждаетъ всѣхъ, чтобы ты вналъ, что есть
другое время, въ которое всѣмъ даны будутъ награды. Если бы
здѣсь всѣ получали, что заслуживаютъ, то не стали бы вѣрить
ученію о воскресеніи; а если бы никто не получалъ по заслугамъ,
то очень многіе сдѣлались бы болѣе безпечными. Поэтому (Богъ)
однихъ наказываетъ, а другихъ не наказываетъ, и дѣлаетъ это
ко благу и наказываемыхъ и ненаказываемыхъ: въ однихъ Онъ ис¬
требляетъ порокъ, а другихъ чревъ наказаніе первыхъ дѣлаетъ
болѣе благоразумными. И это ясно видно изъ того, что сказалъ
самъ Христосъ: когда возвѣстили Ему, что обрушившаяся башня
задавила нѣсколько человѣкъ, Онъ сказалъ іудеямъ: вы думаете,
что только одни тѣ были грѣшны? ілаюлю вала: но аще
не «окаетеся, и вы потерпите то же самое (Лук. хш, 2, 3). Видишь, какъ и тѣ погибли за грѣхъ, и прочіе спаслись не
8а свою правду, но для того, чтобы, благодаря наказанію тѣхъ,
сдѣлаться лучше! Итакъ наказаннымъ, скажешь, сдѣлана обида,
потому что и сами они, не будучи наказаны, могли бы сдѣлаться
лучше отъ наказанія другихъ? Но, если бы Богъ зналъ, что онп
исправятся покаяніемъ, то не наказалъ бы ихъ, потому что если
Онъ, н предвидя, что многіе не воспользуются Его долготерпѣ¬
ніемъ, терпитъ однакожъ ихъ съ великимъ снисхожденіемъ, со¬
вершая Свое дѣло и давая имъ возможность какъ-нибудь отстать
отъ своего безумія, то какъ же Онъ лишилъ бы плодовъ покая¬
нія тѣхъ, которые могутъ исправиться отъ наказанія другихъ?
Стало быть, этимъ людямъ не сдѣлано никакой обиды, коль скоро
и порокъ въ нфхъ истребленъ наказаніемъ, и тамошнее мученіе
будетъ имъ легче отъ того, что они вдѣсь уже пострадали. Опять,
и ненаказанные не понесли никакой обиды: они могли, если бы
захотѣли, воспользоваться долготерпѣніемъ Божіимъ къ исправ¬
ленію себя, и, удивившись незлобію (Господа), вовблагоговѣть
предъ безмѣрнымъ снисхожденіемъ, перейти когда-нибудь къ до¬
бродѣтели, п чужія наказанія обратить въ собственное спасеніе.
Если же они остаются во злѣ, то виною этого не Богъ, Который
для того и долготерпитъ, чтобы опять стяжать ихъ Себѣ, но сами