Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. 282 Богъ предалъ во власть нхъ и вселенную, они все привели бы
въ смятеніе и безпорядокъ, и съ нами поступили бы такъ хе, какъ
съ свиньями и тѣми стадами, не пощадили бы нашего спасенія
и на краткое мгновеніе времени. Если бы демоны управляли, то
мы были бы ничѣмъ не лучше бѣсноватыхъ,—напротивъ, еще и
хуже ихъ, потому что тѣхъ Богъ не совсѣмъ предалъ неистовству
демоновъ, иначе они терпѣли бы гораздо большія мученія, нежели
какія терпятъ теперь. Но я желалъ бы говорящихъ это спросить
еще вотъ о чемъ: какой безпорядокъ въ мірѣ видятъ они, что все,
случающееся съ пами, приписываютъ управленію демоновъ? На¬
противъ, мы видимъ, что солнце въ теченіе столькихъ лѣтъ каждый
день ходитъ правильно, многоразличный хоръ ввѣгдъ соблюдаетъ
свой порядокъ, луна течетъ безостановочно, день и ночь смѣняются
точно, всѣ твари, и горнія, и дольнія, какъ бы въ стройномъ ка¬
комъ хороводѣ, даже гораздо лучше и точнѣе, удерживаютъ каждая
свое мѣсто, и не выходятъ изъ того порядка, какой вначалѣ, при
созданіи нхъ, установилъ Богъ. 7. Но что пользы отъ атого, скажешь ты, когда небо, и солнце,
я луна, и хоръ звѣвдъ, и всѣ прочія твари находятся въ великомъ
порядкѣ, а наши дѣла въ неустройствѣ и безпорядкѣ? Въ какомъ
ато, человѣкъ, неустройствѣ и безпорядкѣ? Такой-то, говоришь,
богатъ, и притѣсняетъ, грабитъ, похищаетъ, и каждый день истрачи¬
ваетъ на вино имущество бѣдныхъ—и не терпитъ никакого не¬
счастія; а другой живетъ скромно, украшается воздержаніемъ,
справедливостію и всѣми другими добродѣтелями—и терпятъ бѣд¬
ность, и болѣзни, и крайнія бѣдствія? Такъ ато соблазняетъ тебя?
Это, говоришь. Въ такомъ случаѣ, почему, когда видишь ты, что
и изъ грабителей многіе терпятъ несчастіе, и изъ добродѣтель¬
ныхъ нѣкоторые, или даже чрезвычайно многіе, наслаждаются
счастіемъ, почему не оставляешь такого мнѣнія, и не прославляешь
Господа? А меня это именно еще болѣе соблазняетъ. Почему же
изъ двухъ злыхъ одинъ наказывается, а другой умираетъ безъ
наказанія, п изъ двухъ добрыхъ одинъ получаетъ почести, а другой
всю живнь бѣдствуетъ? И въ этомъ самомъ сказывается величай¬
шее дѣло Промысла Божія. Если бы Онъ вдѣсь всѣхъ влыхъ на¬
казывалъ и всѣхъ добрыхъ награждалъ, то излишенъ былъ бы
день суда. Опять, когда бы ни одного злого не наказывалъ, и ни¬
кого ивъ добрыхъ не награждалъ, тогда порочные сдѣлались бы
еще развратнѣе и хуже, такъ какъ они гораздо болѣе честныхъ
людей склонны къ безпечности; и охотники до злорѣчія еще болѣе
стали бы винить Бога, и сказали бы, что дѣла наши остаются
совсѣмъ безъ Промысла. Если и теперь, когда нѣкоторые злые
гм наказываются, а добрые награждаются, говорятъ, будто дѣла чело-