Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
280 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. они не только закрываютъ корень винограда, не только огоражи¬
ваютъ его, но и обрѣзываютъ и отсѣкаютъ у него множество
вѣтвей. Поэтому у нихъ есть не только заступъ, но и серпы, год¬
ные къ сѣченію. Однако мы не осуждаемъ нхъ, напротивъ,
еще хвалимъ нхъ, особенно тогда, когда видимъ, что они отсѣ¬
каютъ множество безполезныхъ вѣтвей, чтобы, отнявъ нелишнія,
лучше сохранить остальныя. Итакъ пе странно ли: — отца, и
врача, и судію, и земледѣльца такъ одобрять, и ни отца, который
выгоняетъ сына изъ дома, ни врача, который изнуряетъ больного,
ни судію, который наказываетъ, ни земледѣльца, который отсѣ¬
каетъ вѣтви, не порицать и не обвинять, а Бога, если- когда
Онъ захочетъ насъ, какъ бы страждущихъ головною болью, излѣ¬
чить отъ великаго опьяненія въ нечестіи, порицать и осыаать
безчисленными укоризнами? Какое безуміе — не давать Господу
и того права къ защищенію себя, какое даемъ мы подобнымъ
намъ рабамъ! 6. Это говорю теперь изъ опасенія за самихъ обвинителей,
чтобы они, наступая на острія, не окровавили ногъ, чтобы, бросая
камни на небо, не поранили себѣ голову. Но сверхъ тОго намѣ¬
ренъ я сказать и еще нѣчто, горагдо болѣе важное. Не стану
разсуждать болѣе, по снисхожденію въ ннмъ, о томъ, для нашей ли
пользы Богъ ввялъ отъ насъ (даръ), и скажу только вотъ что:
если бы Онъ взялъ (только) данное, такъ и за это никто не могъ бы
обвинять Его; потому что Онъ былъ властенъ въ Своемъ. И людей,
когда они довѣряютъ намъ свои деньги и даютъ взаймы серебро,
мы благодаримъ за то время, на которое они ссудили насъ, а не
бранимъ за то время, когда они берутъ отъ насъ свою собствен¬
ность: неужели же, скажи мнѣ, станемъ мы винить Бога, когда
Онъ хочетъ взять Свое? Не будетъ ли это крайне безумно? Но
не такъ поступилъ великій и доблестный Іовъ: онъ, не только
когда получалъ, но и когда терялъ,—и тогда свидѣтельствовалъ
253 величайшую благодарность, говоря такъ: Господъ даде, Господъ
отъятъ: буди имя Господне благословенно во вѣки (Іов. і, 21).
Если Же должно благодарить ва то и другое въ отдѣльности, н
потеря не менѣе полевна, какъ и самый даръ, то какое, скажи
мнѣ, будемъ имѣть извиненіе, когда станемъ платить неблагодар¬
ностію Тому, Кто столько кротокъ, человѣколюбивъ и попечите-
іенъ, Кто мудрѣе всякаго врача, сердобольнѣе всякаго отца, прав¬
дивѣе всякаго судіи, и рачительнѣе всякаго земледѣльца заботится
о душахъ нашихъ,—когда станемъ негодовать на Того, предъ
Кѣмъ должно благоговѣть? Можно ли быть еще безумнѣе и не-
смысленнѣе тѣхъ, которые, при такомъ благоустройствѣ (всёлен-
ной), говорятъ, что Богъ не промышляетъ о насъ? Если тотъ, кто