Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
бесѣды о діаволѣ і. 275 ■менъ, чтобы изобразить человѣколюбіе Божіе! Не сказалъ про¬
сто: благодать-, не сказалъ также просто: богатство, но что?—
прееллное богатство благодати благостыиею. Однакожъ и такъ
выразился еще не довольно сильно. Какъ скользкія тѣла, и бу¬
дучи удерживаемы тысячью рукъ, вырываются у насъ и легко
ускользаютъ, такъ н человѣколюбія Божія, какнжи бы име¬
нами ни изображали мы, не можемъ обнять вполнѣ, но вели¬
кость его чрезмѣрно превышаетъ слабость нашихъ словъ. И Па¬
велъ, испытавъ это н видя, что великость человѣколюбія (Бо¬
жія) преодолѣваетъ силу словъ, сказалъ только одно слово — и
отступилъ. Какое же это слово? Благодареніе же Богоои о не-
иереченномъ Его дарѣ (2 Кор. іх, 15). Въ самомъ дѣлѣ, никакое
слово и никакой умъ не сможетъ вправить попечительности Бо¬
жіей. Поэтому апостолъ вдѣсь говоритъ, что она иеивреченва, а
въ другомъ мѣстѣ—что опа превосходитъ и умъ нашъ, такъ го¬
воря: миръ Божій, превосходна всякъ умъ да соблюдетъ сердца
вата (Фнл. гѵ, 7). Но доселѣ, какъ сказалъ я, найдены эти два оправдательныя
доказательства: одно то, что не Богъ отнялъ, но мы потеряли
(даръ); а другое то, что намъ дарованы блага, гораздо много¬
численнѣйшія и ббльпгія въ сравненіи съ потерянными. Теперь я
хочу сказать и о третьемъ доказательствѣ. Какое же это третье?—
То, что, если бы Богъ и не далъ намъ впослѣдствіи бблыпія блага
въ сравненіи съ потерянными, но только отнялъ (прежде) даро¬
ванныя намъ, когда мы сами подали поводъ въ тому (это на¬
добно прибавить),—то и это одно уже достаточно доказывало бы
Его нопечнтельность объ насъ. Не только дать, но и отнять дан¬
ное, есть 8накъ величайшаго человѣколюбія; и (въ доказательство),
если хотите, предложимъ слово о раѣ. Богъ далъ рай,—это знакъ
Его попечительное»; мы оказались недостойными дара,—это знакъ
нашей непризнательности; Онъ отнялъ рай у недостойныхъ,—это
было дѣломъ Его благости. Какая же благость, скажешь, въ отня¬
тіи дара? Подожди, и, навѣрное, услышишь. Подумай, въ самомъ
дѣлѣ, чѣмъ былъ бы Каинъ, если бы жилъ въ раю послѣ убій¬
ства. Если уже онъ, и будучи изгнанъ изъ того жилища, осуж¬
денъ на страданіе и трудъ, видя близкую угрозу смерти, — если,
имѣя предъ глазами несчастіе отца, и осязая еще, какъ бы ру¬
ками, слѣды гнѣва Божія,—если и останавливаемый столькими
бѣдствіями, впалъ въ такое нечестіе, что не узналъ природы, за¬
былъ объ общности мукъ родившей, убилъ не причинившаго ему
никакой обиды, коснулся братняго тѣла, обагрилъ кровію правую
руку свою, и не послушался Бога, Который увѣщевалъ его быть
спокойнымъ, но оскорбилъ Творца и нанесъ безчестіе родителямъ: ПДАВІК СКВ. Щ. АКАДЕМІЯ. 13*