Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ВКСѢДЫ О ДІАВОЛѢ I. 273 ВЫСЛуШАВЪ, что могутъ, пусть примутъ они это, и приливъ, сколько
дли нихъ вмѣстнмо, пусть и удалятся отсюда; пикто не запре¬
щаетъ имъ (уходятъ), никто не принуждаетъ ихъ п оставаться
здѣсь сверхъ силы; пусть пе заставляютъ они насъ прервать слово
прежде времени и обычнаго часа. Ты насытился, но братъ твой
-еще алчетъ; ты упоенъ обиліемъ сказаннаго, но братъ твой еще
жаждетъ. Пусть же и онъ пе отягощаетъ твоей слабости, застав¬
ляя тебя принять что-либо сверхъ силы; и ты не оскорбляй его
усердія, препятствуя ему принять все, что только онъ можетъ
вмѣстить. 2. Это бываетъ п на мірскихъ трапезахъ. Одни ласыщаются
•скорѣе, другіе медленнѣе; но пи эти нс укоряютъ тѣхъ, ни тѣ
не осуждаютъ этпхъ. Только тамъ выйти (изъ-за стола) скорѣе—
похвально; а здѣсь выйти (пзъ церкви) скорѣе—не похвально, по
(только) простительно. Тамъ оставаться дольше прсдосудитедьпо
и позорно; а здѣсь выходить позднѣе—похвально и достойно ве¬
личайшаго одобренія. Почему такъ? Потому, что тамъ отъ пре¬
сыщенія происходитъ разслабленіе, а здѣсь отъ духовнаго усердія
.и богоугодпой ревности рождается постоянство н терпѣпіе. Но дяя вступленія довольно, время уже намъ перейти въ тому
долгу, который остался за нами отъ того для. О чемъ же тогда
говорено было? О томъ, что у всѣхъ людей рѣчь была одна (Быт.
хі, 1), какъ и природа одна, и не было нпкого, кто говорилъ бы
на другомъ нарѣчіи, или языкѣ. Откуда же такое разнорѣчіе? Отъ
безпечности тѣхъ, кои получили даръ (слова). О томъ н другомъ
схавали мы тогда, доказавъ единорѣчіенъ—человѣколюбіе Господа,
а разнорѣчіемъ—неблагодарность рабовъ, потому что Онъ, хотя и
предвидѣлъ, что мы потеряемъ даръ, однакожъ далъ его; а тѣ,
коимъ даръ былъ ввѣренъ, оказались небрежными въ храненіи
ввѣреннаго. Итакъ, первое оправдательное доказательство то, что
не Богъ отнялъ даръ, но мы потеряли данное. Второе ватѣмъ то,
что впослѣдствіи мы получили большіе, въ сравненіи съ потерян¬
ными, дары; га временные труды Онъ почтилъ (насъ) вѣчною
жизнію, ва тернія и волчцы произрастилъ въ душахъ нашихъ
плодъ Духа. Ничего не было презрѣннѣе человѣка, и ничто не
-сдѣлалось почтеннѣе человѣка. Онъ былъ самою низшею частію
разумнаго творенія, но ногн сдѣлались головою, и вмѣстѣ съ пер- 2«
венцемъ ') вознеслись на царскій престолъ. Какъ если бы вели¬
кодушный и благотворительный человѣкъ, увидя, что кто-либо,
избѣжавъ кораблекрушенія, могъ спасти отъ волнъ одно только
тѣло, принялъ (его) распростертыми руками, одѣтъ въ свѣтлую ■) Т. е. во Хрістомъ (1 Кор. хѵ, 20. Кол. і, 18). ПОРКПЯ ОВ. ІОАЛЖА ВЛАТ070ТАГ0. 18