Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
БЕСѢДЫ О ДІАВОЛЪ. Три нмжѳсіѣдующія бесѣды, сказанныя св. Златоустомъ въ Антіохія въ 388 г.,
яхѣютъ связь между собою по главной мысля, въ нихъ излагаемой, именно
что виною всѣхъ волъ, какія діаволъ вводитъ въ жизнь человѣческую, слу¬
житъ наша безпечность и нерадѣніе. БЕСѢДА. ПЕРВАЯ. Противъ тѣхъ, которые говорятъ, что демоны управляютъ человѣческими
дѣлами,—равно и тѣхъ, которые негодуютъ на наказанія Божіи и со¬
блазняются благополучіемъ нечестивыхъ и несчастіями праведныхъ. ДУМАЛЪ, что отъ непрерывнаго собесѣдованія вы почув- 241—241
ствуете отвращеніе къ нашимъ словамъ, но, вижу, выходитъ
? противное: не отвращеніе рождается въ васъ отъ непрерыв-
* ности. бесѣдъ, но увеличивается желаніе; не пресыщеніе
чувствуете вы, но удовольствье,—выходитъ тоже, что и на мірскихъ
пиршествахъ бываетъ съ любителями вина. Они чѣмъ болѣе пьютъ
вина, тѣмъ большую возжигаютъ въ себѣ жажду: и въ васъ, чѣмъ
болѣе мы предлагаемъ ученія, тѣмъ бблыпую возжигаемъ охоту,
тѣмъ болѣе увеличиваемъ желаніе, усиливаемъ любовь. Поэтому
я, хотя и сознаю въ себѣ крайнюю бѣдность,. не перестаю по¬
дражать разумнымъ хозяевамъ, предлагать вамъ непрерывную тра¬
пезу и ставить полную чашу ученія, такъ какъ вижу, что вы, ,45
и выпивъ ее всю, уходите отсюда съ новою жаждою. Это обнару¬
живалось во всякое время, но особенно въ прошлое воскресенье. Что вы имѣете ненасытимую жажду въ словамъ Божіимъ, это
покивалъ особенно тотъ день, въ который я говорилъ къ вамъ,
что не должно злословить другъ друга; когда я указалъ вамъ и
безопаснѣйшій предметъ для осужденія, увѣщевая васъ порицать
собственные грѣхи, а не любопытствовать о чужихъ; когда при¬
водилъ въ примѣръ святыхъ; которые осуждали самихъ себя, но
щадили другихъ,—(приводилъ) Павла, который говорилъ о себѣ,
что онъ первый изъ грѣшниковъ (1 Тим. і, 15), и что его—бого¬
хульника, и гонителя, и обидчива помиловалъ Богъ (1 Тим. і, 13),
который называлъ себя извергомъ, и не считалъ достойнымъ