Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ II. 267 новенно ничѣмъ такъ не пріобрѣтается, какъ цѣломудріемъ н
скромностію. Такимъ образомъ, хотя бы лена была красивою, но,
если мулъ чувствуетъ въ ней ненависть, то она будетъ казаться
ему гнуснѣйшею изъ всѣхъ; напротивъ, хотя бы она и не была
благообразною, но, если мулъ въ ней распололенъ, то она бу¬
детъ казаться ему красивѣйшею изъ всѣхъ, потому что мнѣніе
зависитъ не отъ естественныхъ свойствъ видимаго, но отъ распо-
лоленія видящихъ. Итакъ, украшай лице цѣломудріемъ, скром¬
ностію, милостынею, человѣколюбіемъ, любовію, привѣтливостью къ
мужу, кротостію, смиреніемъ, терпѣливостію; вотъ краски добро¬
дѣтели; ими ты привлечешь любовь не людей только, но и анге¬
ловъ; за нихъ восхвалитъ тебя Самъ Богъ; когда ле Богъ будетъ
благоволить въ тебѣ, то конечно Онъ привяжетъ въ тебѣ н мужа.
Если мудрость человѣка просвѣтить лице ею (Еккл. ѵш, 1), то
тѣмъ болѣе добродѣтель лены просвѣтитъ лице ея. Если ле ты
считаешь великимъ свое украшеніе, то, скажи мнѣ, какая будетъ
тебѣ польза въ тотъ день отъ этихъ жемчужинъ? И нужно ли
говорить о томъ днѣ, когда можно показать все это и въ отно¬
шеніи къ настоящему? Такъ, когда нѣкоторые, обвиняемые въ
оскорбленіи царя, были привлечены въ судилище и подвергались
крайней опасности, тогда ихъ матери и лены, снявъ съ себя
ожерелья, и золотыя вещи, и жемчугъ, и всѣ украшенія, и золо¬
тыя одежды,, и надѣвъ простую и бѣдную одежду, посыпавъ себя
пепломъ и повергшись предъ дверями судилища, такимъ образомъ
преклоняли (къ милости) судей. Если ле и въ здѣшнихъ судили¬
щахъ золотыя украшенія, жемчугъ и разноцвѣтная одежда могли бы
измѣнить и предать, а скромность, кротость, пепелъ, слезы и
бѣдныя одежды скорѣе склоняютъ судей, то тѣмъ болѣе будетъ
это на томъ неподкупномъ и страшномъ судѣ. Какой, скажи мнѣ,
ты въ состояніи будешь дать отвѣтъ, какое оправданіе, когда
Господь станетъ осуждать тебя ва этотъ жемчугъ и выведетъ на
средину бѣдныхъ, погибшихъ отъ голода? Посему Павелъ сказалъ:
не въ плетеніихь, пи влитомъ, или бисерми, или ризами много¬ цѣнными (1 Тим. п, 9), такъ какъ съ этой стороны можетъ быть
измѣна; и даже если бы мы. и постоянно пользовались нм и, то
при смерти во всякомъ случаѣ лишимся ихъ. Напротивъ, добро¬
дѣтель доставляетъ всякую безопасность; она не измѣняетъ и не
отпадаетъ, но и здѣсь дѣлаетъ насъ болѣе безопасными, и туда
сопутствуетъ намъ. Хочешь ли пріобрѣсти жемчужины и никогда
не лишаться этого богатства? Возьми всѣ украшенія и передай
ихъ чрезъ бѣдныхъ въ руки Христовы. Онъ сбережетъ для тебя
все богатство и, когда тѣло твое воскреснетъ съ великою свѣт¬
лостію, тогда Онъ доставитъ тебѣ богатство лучшее и украшеніе