Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
266 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. Если ты нмѣешь сказать что-нибудь полезное, то раскрой уста;
если же нѣтъ ничего необходимаго, то молчи; вто—лучше. Ремесленникъ ля ты? Пой псалмы, сидя. Но ты не хочешь
пѣть устами? Дѣлай вто мыслію. Псаломъ—великій собесѣдникъ;
отъ втого ты не подвергнешься ничему опасному, но и въ мастер¬
ской будешь сидѣть, какъ въ монастырѣ, нотому что не удобство
мѣстъ, но строгость вравовъ доставляетъ намъ спокойствіе. Такъ
Павелъ, занимаясь рукодѣльемъ въ мастерской, не потерпѣлъ ника¬
кого вреда для своей добродѣтели. Итакъ не говори: какъ я, ре¬
месленникъ и бѣднякъ, могу любомудрствовать? Потому-то осо¬
бенно ты и можешь любомудрствовать, что для благочестія бѣд¬
ность намъ пригоднѣе [богатства и дѣятельность—праздности, а
невнимательнымъ богатство служитъ даже препятствіемъ. Когда
нужно укротить гнѣвъ, погасить вависть, обуздать ярость, совер¬
шить молитву, оказать скромность и кротость, благорасположеніе
и любовь, тогда бѣдность можетъ ли быть препятствіемъ? Чтобы
достигнуть этого, нужно не серебро расточать, но проявлять добрую
волю. Милостыня особенно нуждается въ деньгахъ, но и она въ
большемъ блескѣ обнаруживается при бѣдности; такъ, положившая
два обола была бѣдпѣе всѣхъ людей, однако превзошла всѣхъ (Лук.
ххі, 2—4). Итакъ, не будемъ считать богатство чѣмъ-либо вели¬
кимъ . и не станемъ думать, будто золото лучше гряви; достоинство
вещества зависитъ не отъ естественныхъ свойствъ его, но отъ
нашего мнѣнія о немъ. Кто тщательно будетъ изслѣдовать, тотъ
найдетъ, что желѣво гораздо необходимѣе волота, такъ какъ по¬
слѣднее не имѣетъ никакого приложенія въ жизни, а первое до¬
ставляетъ намъ много польвы, помогая въ безчисленныхъ реме¬
слахъ. Но для чего я дѣлаю сравненіе между желѣзомъ и золо¬
томъ? Даже н простыя камни нужнѣе драгоцѣнныхъ, такъ какъ
изъ послѣднихъ не можетъ быть ничего полезнаго, а изъ первыхъ
сдѣланы и домы, и стѣны, и города. Покажи мнѣ, какая можетъ
быть польга отъ жемчужинъ, или лучше, какого не можетъ быть
отъ нихъ вреда? Чтобы тебѣ носить одно такое зерно, тысячи
бѣдныхъ томятся голодомъ; какое же ты найдешь оправданіе,
какое прощеніе? Ты желаешь украсить лице свое? Украшай его не жемчугомъ,
но цѣломудріемъ и скромностію; тогда мужу пріятнѣе будетъ
238 смотрѣть на тебя. То украшеніе обыкновенно даетъ поводъ къ
ревности, враждѣ, несогласію и ссорамъ,—а нѣтъ ничего непріят¬
нѣе лица подозрѣваемаго,—украшеніе же милостынею и цѣломуд¬
ріемъ удаляетъ всякую худую мысль и привязываетъ супруга,
крѣпче всякихъ увъ. Не столько природа дѣлаетъ лице красивымъ,,
сколько расположеніе взирающаго на него; а расположеніе обнк-