Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
СЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ II. 265 нужды, а для нашего блага прививаетъ насъ въ Своей благодати,
тогда жавъ цари—на службу себѣ; при тонъ тѣ ведутъ на войну
чувственную, а Онъ на борьбу духовную. И не только во внѣш¬
нихъ войнахъ, но и въ ратоборствахъ ножно видѣть такой же
примѣръ. Тѣ, которые намѣреваются выступить на это зрѣлище,
начинаютъ подвиги не прежде, чѣмъ глашатай, взявъ ихъ, обве¬
детъ кругомъ, предъ глазами всѣхъ, восклицая н говоря: не обви¬
няетъ ли кто его? Между тѣмъ тамъ борьба не духовная, а тѣ¬
лесная; для чего же требовать доказательствъ благородства? А
здѣсь нѣтъ ничего такого, все же—напротивъ, такъ какъ искус¬
ство борьбы зависитъ у насъ не отъ рукопашныхъ схватокъ, но
отъ любомудрія души и доблести равума. Здѣсь Распорядитель
подвиговъ поступаетъ напротивъ; Онъ не беретъ подвижника,
не обводитъ его и не говоритъ: не обвиняетъ ли кто его,—но взы¬
ваетъ: хотя бы всѣ люди, хотя бы бѣсы съ діаволомъ предстали
н обвиняли его въ крайнихъ и гнусныхъ преступленіяхъ, Я не
отвергаю его н не отвращаюсь, но, избавляя его отъ обвинителей
н освобождая отъ пороковъ, веду на подвиги. И это такъ н
должно быть, потому что тамъ распорядитель подвиговъ нисколько
не содѣйствуетъ подвизающимся къ побѣдѣ, но остается въ сто¬
ронѣ, а вдѣсь Распорядитель есть соратникъ и помощникъ въ
подвигахъ благочестія, содѣйствующій подвижникамъ въ борьбѣ
противъ діавола. 4. И не только то удивительно, что Онъ отпускаетъ намъ 237
грѣхи, но и то, что не открываетъ ихъ, не дѣлаетъ ихъ явными
и общеизвѣстными, и не заставляетъ насъ' выходить на средину
и объявлять свои прегрѣшенія, но повелѣваетъ отдавать отчетъ
Ему одному и исповѣдываться предъчНнмъ. Если бы кто ивъ мір¬
скихъ судей предложилъ кому-нибудь изъ пойманныхъ разбойни¬
ковъ или раскапнвателей могилъ разсказать свои преступленія,
и такимъ образомъ избавиться отъ наказанія, то онн со всею охо¬
тою приняли бы вто, презирая стыдъ ради своего спасенія. А здѣсь
не бываетъ ничего такого, но Богъ и отпускаетъ грѣхи, и не за¬
ставляетъ объявлять ихъ въ присутствіи другихъ, но требуетъ
только одного, чтобы самъ получающій отпущеніе погналъ величіе
дара. Посему не нелѣпо ли, что тогда какъ Онъ, благодѣтельствуя
намъ, довольствуется однимъ нашимъ свидѣтельствомъ, мы, оказы¬
вая Ему служеніе, стараемся имѣть другихъ свидѣтелями этого
н дѣлаемъ иное для покаву? Итакъ, удивляясь Его снисхожденію,
будемъ оказывать должное съ нашей стороны, и прежде всего
прочаго будемъ обуздывать невоздержность явыка и не говорить не¬
престанно, ибо отъ многословія не избѣжиши іріьха (Прит. х, 19).