Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
258 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. его. Ты имѣешь жену, имѣешь слугу, имѣешь дѣтей, и друга, и
родственника, и сосѣда? Всѣмъ нмъ поручи охранять тебя въ атомъ
отношеніи. Привычка—дѣло важное; трудно отстать отъ нея и
уберечься; она часто сбиваетъ насъ противъ нашей воли и нашего
сознанія. Итакъ, чѣмъ болѣе ты знаешь силу привычки, тѣмъ
болѣе старайся освободиться отъ худой привычки и пріучай себя
къ другой, полезнѣйшей. Какъ теперь худая привычка часто мо¬
жетъ увлекать тебя, не смотря на твое стараніе, опасеніе, осто¬
рожность, заботливость, такъ тогда, когда ты пріучишь себя къ
доброй привычкѣ—не клясться, ты никогда не допустишь себя
впасть въ грѣхъ клятвы, не смотря даже на свое желаніе и не¬
брежность. Привычка, поистинѣ, великое дѣло: она имѣетъ силу
природы. Посему, чтобы не трудиться непрестанно, пріобрѣтемъ
себѣ другую привычку; у каждаго изъ живущихъ и обращающихся
съ тобою проси милости, чтобы онъ совѣтовалъ и увѣщевалъ тебя
избѣгать клятвъ, и обличалъ тебя, когда ты окажешься виновнымъ
въ этомъ. Дѣлаемое ими тебѣ предостереженіе дослужитъ и для
нихъ совѣтомъ и побужденіемъ въ такой же добродѣтели, такъ
какъ осуждающій другого за клятвы не скоро самъ впадетъ въ
эту пропасть; а частыя клятвы—не малая пропасть, не только
тогда, когда онѣ касаются предметовъ маловажныхъ, но и тогда,
когда касаются предметовъ весьма важныхъ. Мы же, и покупая
овощи, и споря о двухъ оболахъ, и гнѣваясь на слугъ, и угрожая
имъ, во всемъ призываемъ во свидѣтели Бога. По такимъ предме¬
тамъ ты не посмѣешь на торжищѣ призвать въ свидѣтели и чело¬
вѣка свободнаго, облеченнаго какимъ-нибудь обыкновеннымъ са¬
номъ, если же рѣшишься, то подвергнешься наказанію за обиду;
а Царя небеснаго и Владыку ангеловъ ты влечешь въ свидѣтель- 231 ство въ разговорѣ и о торговлѣ, и о деньгахъ, и о другихъ мело¬
чахъ: возможно ли терпѣть это? Какимъ же образомъ мы можемъ
освободиться отъ этой худой привычки? Обставимъ себя тѣми
стражами, о которыхъ я сказалъ, назначимъ себѣ опредѣленное
время для исправленія и положимъ наказаніе, если по прошествіи
того времени не исправимся. А сколько времени достаточно бу¬
детъ намъ для этого? Я не думаю, чтобы людямъ весьма трезвен-
нымъ, бдительнымъ и неусыпно пекущимся о своемъ спасеніи
нужно было болѣе десяти дней для совершеннаго оставленія худой
привычки клясться. Если же мы и послѣ десяти дней будемъ за¬
мѣчены въ клятвѣ, то наложимъ на себя наказаніе и назначимъ
величайшее возмездіе и пеню за преступленіе. Какое же наказаніе? 232 Этого я не опредѣляю, но предоставляю вамъ самимъ власть при¬
говора. Такъ будемъ поступать съ самими собою не только въ от¬
ношеніи къ клятвамъ, но и въ отношеніи въ другимъ проступкамъ: