Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
257 СЛОВА. ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ I. устъ, приложите великую ревность къ этому предмету. Подлинно,
тяжекъ этотъ грѣхъ, и весьма тяжекъ: онъ весьма тяжекъ по¬
тому, что не кажется тяжкимъ; потому я и боюсь его, что никто
не боится его; потому эта болѣзнь и неизлѣчима, что она не счи¬
тается болѣвнію. Какъ простой разговоръ не есть вина, такъ и
это не представляется виною, но съ великою дерзостію совер¬
шается это беззаконіе, и если кто станетъ осуждать, то подни¬
мается тотчасъ смѣхъ и множество насмѣшекъ, не надъ тѣми,
которые осуждаются за клятву, а надъ тѣми, которые стараются
исправить это вло. Потому-то я и веду продолжительную рѣчь
объ этомъ, что хочу исторгнуть глубокій корень и уничтожить
долговременное зло: разумѣю не только клятвопреступленія, но и
самыя справедливыя клятвы. Но такой-то, скажешь, человѣкъ хоро¬
шій, имѣющій санъ священства, живетъ весьма цѣломудренно и
благочестиво, однако клянется? Не говори мнѣ объ ртомъ хоро¬
шемъ, воздержномъ, благочестивомъ и имѣющемъ санъ священ¬
ства; но, если хочешь, пусть это будетъ Петръ, или Павелъ, или ззо
ангелъ, нисшедшій съ неба, я и тогда не посмотрю на достоин¬
ство лица, потому что я читаю законъ о клятвѣ не рабскій, но цар¬
скій; а когда читается царскій укавъ, тогда должно умолкнуть
всякое достоинство рабовъ. Если ты можешь утверждать, что
Христосъ повелѣлъ клясться или что Христосъ не наказываетъ
за это,—докажи, и я покорюсь. Если же Онъ съ такою ревностію
запрещаетъ это и оказываетъ такую попечительность объ этомъ
предметѣ, что ставитъ клянущагося наравнѣ съ лукавымъ,—
же сею, т. е. ей и нм, отъ діавола есть, говоритъ Онъ (Матѳ,
г, 37),—то для чего ты представляешь мнѣ такого-то и такого-то?
Богъ произнесетъ приговоръ надъ тобою, основываясь не на не¬
брежности подобныхъ тебѣ рабовъ, а на предписаніи Своихъ за¬
коновъ. Я повелѣлъ, скажетъ Онъ, и нужно было повиноваться,
а не ссылаться на такого-то и не заниматься чужими грѣхами.
Если великій Давидъ впалъ въ тяжкій грѣхъ, то, скажи мнѣ,
неужели поэтому для насъ безопасно грѣшить? Посему. нужно
остерегаться этого и соревновать только добродѣтелямъ святыхъ,
а гдѣ нерадѣніе и преступленіе закона, оттуда нужно убѣгать съ
великимъ тщаніемъ, такъ какъ мы имѣемъ дѣло не съ подобными
себѣ рабами, а съ Владыкой, и Ему мы дадимъ отчетъ во всемъ,
что сдѣлали во время жизни. Итакъ, будемъ готовиться къ тому
суду; какъ бы ни былъ удивителенъ и великъ тотъ, кто нарушаетъ
этотъ законъ, онъ непремѣнно получитъ наказаніе, назначенное
за преступленіе, потому что Богъ не лицепріятенъ. Еакъ же и
-какимъ образомъ можно избѣжать этого грѣха? Нужно не только
показать, какъ тяжекъ грѣхъ, но и дать совѣтъ, какъ избѣжать ТВОРНН1Я СВ. ІОАННА 8ЛАТ070ТА. 17