Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
256 ТВОРИШЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. ведены прежде, и онъ опять говорятъ: дастъ ми во уста 229 моя хранилище и на устнѣ мои печать разу мну (Сир. ххіі, 31)?
Видишь ли, какъ каждый ивъ нихъ страшится этихъ паденій,
плачетъ, даетъ совѣты и молится, чтобы языкъ былъ тщательно
сохраняемъ? Но почему, скажешь, Богъ далъ намъ этотъ членъ-
вначалѣ, если онъ приноситъ намъ такую погибель? Потому,
что онъ приноситъ и великую пользу; и если бы мы прилагали
стараніе, то онъ приносилъ бы только польву и—никакого вреда.
Послушай, что говоритъ тотъ, кто сказалъ и прежнее: смерть и
животъ въ рунѣ языка (Притч. хѵш, 21)‘). И Христосъ выражаетъ
то же самое, когда говоритъ: отъ словесъ своихъ оправдишися и отъ
словесъ своихъ осудишися(Матѳ, хн, 37). Языкъ находится по¬
срединѣ между такимъ или инымъ употребленіемъ, а ты—госпо¬
динъ его. Такъ и мечъ лежитъ посрединѣ: если ты употребишь
его противъ враговъ, то онъ дѣлается спасительнымъ для тебя
орудіемъ; если же ты нанесешь ударъ самому себѣ, то причиною
пораженія бываетъ не свойство желѣза, а твое беззаконіе. Такъ
будемъ разсуждать и объ языкѣ: онъ—мечъ, лежащій посрединѣ;,
-изящряй же его для обличенія своихъ грѣховъ, а не для нане¬
сенія удара брату. Для того Богъ и оградилъ его двойною стѣ-
вою, рядомъ вубовъ и оградою губъ, чтобы онъ не произносилъ
непристойныхъ словъ екоро и неосмотрительно. Удерживай его*
за ними; если же онъ не удерживается, то усмиряй его губами,
предавая плоть его имъ, какъ бы палачамъ, и кусая его,—потому
что лучше ему нынѣ быть искусаннымъ эа грѣхи, нежели тогда
жаждать капли воды и, ивсыхая въ огнѣ, не получать облегче¬
нія. А онъ обыкновенно совершаетъ много и другихъ грѣховъ,,
когда влословитъ, хулитъ, сквернословитъ, клевещетъ, клянется,
нарушаетъ клятвы. 5. Но чтобы, говоря вамъ сегодня о всемъ вдругъ, не обреме¬
нить вашего ума, мы предложимъ вамъ сперва одинъ вазонъ—
хранить себя отъ клятвъ, предупреждая, что, если вы не будете-
избѣгать клятвъ, т. е. не только клятвопреступленій, но если не
будете избѣгать и клятвъ, произносимыхъ при дѣлахъ справедли¬
выхъ, то мы не будемъ говорить вамъ болѣе ни о какомъ другомъ,
предметѣ. Нелѣпо было бы, если бы въ то время какъ учители
грамоты не преподаютъ дѣтямъ другого урока, пока не увидягь,
что первый хорошо вапечатлѣнъ въ ихъ памяти,—мы стали препо¬
давать дальнѣйшее тѣмъ, которые не могутъ съ точностію пере¬
сказать прежняго ученія; это значило бы не что иное, какъ лить
- воду въ дырявую бочку. Итакъ, чтобы вамъ не заградить нашихъ. в) Св. I. Златоустъ приписываетъ вти слова Іисусу сыну Сирахову.