Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
264 ТВ0РВН1Я СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. вслкой нечистоты и бывъ вынуто нзъ печи, испускаетъ такой же
блескъ, какъ и вновь отлитыя вещи. Бакъ кто-нибудь, взявъ зо¬
лотую статую, вагрявнившуюся отъ долгаго времени, дыма, пыли
и ржавчины, и переливъ ее, возвращаетъ ее намъ чистѣйшею и
блестящею; такъ и Богъ, ввявъ наше естество, поврежденное ржав¬
чиною грѣха, затемненное великимъ дымомъ прегрѣшеній и по¬
терявшее ту красоту, которую Онъ даровалъ ему вначалѣ, снова
переплавляетъ его, ввергая въ воды, какъ въ горнило, и вмѣсто
огня ниспосылая благодать Духа, и потомъ выводятъ насъ оттуда
пересозданными, обновленными и въ блескѣ не уступающими лу¬
чамъ солнечнымъ, сокрушивъ ветхаго человѣка и устроивъ но¬
ваго, болѣе свѣтлаго, нежели прежній. 4. На это сокрушеніе и таинственное очищеніе указывая намъ,
пророкъ нѣкогда сказалъ: яко сосуды я
(Исая. и, 9). А что здѣсь рѣчь о вѣрныхъ, ясно показываютъ
намъ предшествующія слова: Сынъ Мой ты, говоритъ, Азъ
днесь родихъ тя: проси отъ мене, и дамъ языки достояніе
твое и одёроканіе твое концы земли (ст. 7, 8). Видишь ли, какъ
онъ упомянулъ о Церкви игъ язычниковъ и указалъ на устроен¬
ное вевдѣ царство Христово? Потомъ еще говоритъ: унасеши я
жезломъ желѣзнымъ, не тяжелымъ, но крѣпкимъ, яко сосуды ску-
делничи сокрушиши я. Вотъ представляется и купель въ таин¬
ственномъ смыслѣ; онъ не просто сказалъ: сосуды глиняные, но:
сосуды скуделничн. Вникните: разбитые глиняные сосуды не мо¬
гутъ быть исправлены, по причинѣ однажды полученной ими твер¬
дости въ огнѣ; а сосуды скудельника, только приготовленные изъ
глины, но еще не обожженные, если и повредятся, легко могутъ
принять другой видъ отъ искусства художника. Посему, говоря
ага о какомъ-нибудь неисправимомъ бѣдствія, (Богъ) приводятъ въ
примѣръ не сосуды скудельника, а сосудъ глиняный. Такъ, когда
Онъ хотѣлъ внушить пророку и іудеямъ, что Онъ предалъ городъ
неисправимому бѣдствію, то повелѣлъ ввять глиняный сосудъ, раз¬
бить его предъ всѣмъ народомъ н скагать: такъ погибнетъ городъ
и сокрушится (Іер. хіх, 10—11). Когда же Онъ хотѣлъ подать
имъ добрыя надежды, то привелъ пророка въ домъ скудельника
и не указалъ ему на сосудъ глиняный обожженный, а указалъ
ему на сосудъ необожженный, выпавшій изъ рукъ скудельника, и
прибавилъ, говоря: если скудельникъ этотъ, поднявъ выпавшій со¬
судъ, снова исправилъ, то тѣмъ болѣе Я развѣ не смогу испра¬
вить васъ падающихъ (Іер. хгпі, 2—6)? Итакъ Богъ можетъ не
только исправить насъ бренныхъ посредствомъ бани пакибытія,
но и, по принятіи силы Духа, падшихъ привести въ прежне со¬
стояніе посредствомъ искренняго покаяніи. Впрочемъ, теперь не