Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
253 душѣ: оно дѣлаетъ чистыми не тѣхъ, которые прикоснулись къ
мертвымъ тѣламъ, но которые коснулись мертвыхъ дѣлъ. Разврат¬
никъ ли кто, или блудникъ, или идолослужитель, или сдѣлалъ
какое-либо другое 8ло, хотя бы даже онъ соединилъ въ себѣ всѣ
человѣческіе. пороки, но если онъ войдетъ въ водную купель, то
выйдетъ изъ' втихъ божественныхъ струй чище лучей солнечныхъ. А чтобы ты не считалъ сказаннаго преувеличеніемъ, послушай
Павла, который говоритъ о силѣ этой купели: летите , ни С) іудницы, ни идолослужители, ни , ни малакіи, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни ни досадители, ни хищницы царствія Божгя не наслѣдятъ (1 Кор. п, 9, 10). Но какъ эго, скажешь, относится къ вышесказанному? Требуется по¬
казать, очищаетъ ли все вто сила купели. Выслушай же дальнѣй¬
шее. И сими убо нѣцыибѣсте, но омыстеся, но , но опраедистеся именемъ Господа нашею Іисуса Христа и Ду¬ хомъ Бога нашею (ст. 11). Мы обѣщали вамъ показать, что вхо¬
дящіе въ эту купель очищаются отъ всякой порочности, но рѣчь
наша показала больше, т. е. что они дѣлаются не только чистыми,
по и святыми и праведными: онъ не только сказалъ: , но также: освятистеся и опраедистеся. Что можетъ быть удивитель¬
нѣе этого, когда безъ трудовъ, усилій и добрыхъ дѣлъ происхо¬
дитъ оправданіе? Таково человѣколюбіе божественнаго дара: онѣ 227
дѣлаетъ праведными и безъ усилій. Если укавъ царя, написанный
въ немногихъ словахъ, отпускаетъ на свободу виновныхъ въ без¬
численныхъ преступленіяхъ, а другихъ возводитъ на высочайшую
степень почестей, то тѣмъ болѣе Святый Духъ Божій, всемогущій,
можетъ и избавить насъ отъ всякаго зла, "и даровать намъ великую
праведность, и исполнить насъ великого дерзновенія. И какъ искра,
упавшая въ необъятное море, тотчасъ угасаетъ, и, поглощенная
множествомъ воды, становится невидимою; такъ и вся человѣческая
порочность, погружаясь въ купель божественнаго источника, по¬
топляется и исчезаетъ скорѣе и легче той пскры. Если же эта
купель отпускаетъ всѣ наши грѣхи, то почему, скажешь, она на¬
зывается пе купелію отпущенія грѣховъ пли купелію очищенія,
но банею пакибытія? Потому, что она не просто отпускаетъ памъ
грѣхи, нс просто очищаетъ васъ отъ прегрѣшеній, но дѣлаетъ
это такъ, что мы какъ бы вновь рождаемся. Подлинно, она вновь
создаетъ н устрояетъ пасъ, не образовывая васъ опять изъ земли,
но созидая ивъ другой стихіи,. иэъ естества воднаго: она не
просто омываетъ сосудъ, но снова переплавляетъ его всецѣло.
Омываемое, хотя бы тщательно было очищено, сохраняетъ слѣды
своего качества и носитъ остатки нечистоты; но ввергаемое въ
горнило н обновляемое посредствомъ пламени, очистившись отъ СЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ I.