Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
252 ТВОРВНІЯ ОВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. во многими н различными. Такъ, это очищеніе навивается банею
пакибытія: спасъ насъ, говоритъ апостолъ, банею пакибытія, и
обновленія Духа Святаго(Тим. ш, 5). Называется и просвѣще¬
ніемъ, какъ называетъ его опять Павелъ: воспоминайте первыя
дни, въ нихже просвѣтившеся многія страсти стра¬ даній (Евр. х, 82); и еще: невозможно бо просвѣщенныхъ единою
и отпадгиихъ паки обновляти въ покаяніе (Евр. п, 4—6). Назы¬ вается и крещеніемъ: елицы во Христа крестнстеся, во Х/тста
облекостеся(Гал. ш, 27). Называется н погребеніемъ: спогребо-
хомся убо ему, говоритъ, крещеніемъ въ смерть (Римл, ті, 4). На¬
зывается и обрѣзаніемъ: о немже и обрѣзани бысте обрѣзаніемъ
нерукотвореннымъ, въ совлеченіи тѣла грѣховнаго плоти (Кол.
и, 11). Называется н крестомъ: ветхій нашъ человѣкъ съ нимъ
рч снятся, да упразднится тѣло грѣховное (Римл, п, 6). Можно
указать много и другихъ его наименованій, по, чтобы намъ не
ш употребить всего времени на исчисленіе названій этого дара, обра¬
тимся теперь къ первому названію и, объяснивъ его значеніе,
прекратимъ бесѣду; рѣчь же начнемъ немного издалека. Есть
общее всѣмъ людямъ омовеніе посредствомъ бань, которое обык¬
новенно омываетъ нечистоту тѣлесную. Есть омовеніе іудейское,
которое хотя важнѣе перваго, но гораздо ниже благодатнаго,—такъ
какъ н оно омываетъ нечистоту тѣлесную, но не только тѣлесную,
а н зависящую отъ немощной совѣсти. Есть много вещей, кото¬
рыя по свойству своему не нечисты, но становятся нечистыми отъ
немощи совѣсти. Какъ въ отношеніи къ дѣтямъ маски и прочія
пугалища, которыя по свойству своему не страшны, кажутся дѣ¬
тямъ страшными по слабости ихъ естества, такъ н въ отношеніи
въ тому, о чемъ я схавалъ, иаприм., прикосновеніе въ мертвымъ
тѣламъ по свойству своему не нечисто, но когда оно случится съ
человѣкомъ немощной совѣсти, то дѣлаетъ прикоснувшагося нечи¬
стымъ. Что это дѣло по свойству своему не нечисто, покивалъ
самъ учредитель вавона Моисей, который несъ съ собою мертваго
Іосифа, и однако остался чистымъ. Посему и Павелъ, разсуждая
о такой нечистотѣ, происходящей не отъ природы, а отъ немощи
совѣсти, говоритъ такъ: нычтоже скверно само , точно по¬
мышляющему что скверно быти (Римл, хіт, 14). Видишь ли, что
нечистота происходитъ не отъ свойства вещей, а отъ немощи по¬
мышленія? И еще: вся бо чиста, но зло человѣку претыканіемъ
идущему (Римл, хіг, 20). Видишь ли, что не вкушеніе, но соблаз¬
нительное ввуЩеніе бываетъ причиною нечистоты? 3. Такую скверну очищало іудейское омовеніе; а омовеніе бла¬
годатное очищаетъ не такую нечистоту, но дѣйствительную, кото¬
рая производитъ великое оскверненіе вмѣстѣ съ тѣломъ и въ