Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
ОЛОВА ОГЛАСИТЕЛЬНЫЯ I. 251 тенія и безпокойства, входитъ священникъ, который для больного
страшнѣе саиой горячки, а для приближенныхъ къ больному
ужаснѣе смерти, потому что прибытіе священника считается зна¬
комъ большей безнадежности, нежели голосъ врача, отчаивающа¬
гося въ жизни больного, и источникъ вѣчной жизни кажется
знакомъ смерти. Но я еще не сказалъ о самомъ главномъ влѣ:
часто, среди смятеній со стороны родныхъ и приготовленій, душа,
покинувъ тѣло, отлетаетъ; а многимъ и присутствіе ея не при¬
носитъ никакой польвы, потому что если готовящійся принять
таинство не угнаетъ присутствующихъ, не слышитъ ихъ голоса и
не можетъ произнести тѣхъ словъ, посредствомъ которыхъ онъ
долженъ вступить въ блаженный завѣтъ съ общимъ всѣмъ намъ
Владыкой, но лежитъ, какъ безжизненное дерево или камень, ни¬
сколько не отличаясь отъ мертваго, — то какая польза отъ при¬
нятія таинства при такомъ безчувствіи? 2. Тому, кто намѣревается приступить въ священнымъ и страш¬
нымъ таинствамъ, надлежитъ быть трезвеннымъ и бодрымъ, сво¬
боднымъ отъ всякаго житейскаго попеченія, исполненнымъ вели¬
каго цѣломудрія и великой ревности, исторгнуть ивъ ума всякіе
помыслы, чуждые таинствамъ, и сдѣлать храмину свою во всѣхъ
отношеніяхъ чистою, какъ намѣревающемуся принять самого Царя.
Такъ подготовленъ вашъ умъ, таковы ваши помыслы, таково на¬
строеніе вашей души. Ожидайте же за столь прекрасное распо¬
ложеніе достойной награды отъ Бога, Который воздаяніями Своими
превышаетъ заслуги оказывающихъ Ему повиновеніе. Но такъ какъ
и сослужнтелямъ надлежитъ привносить доіжное съ ихъ стороны,
то и мы привнесемъ должное съ нашей стороны, или лучше—и
вто не наше, а также Владычнее; ибо чт0 говоритъ апо¬
столъ, тоже мѣси пріялъ? Аще же и пріялъ еси, что хвалишися яко не пріемъ (1 Кор. іг, 7)? Хотѣлъ бы я прежде всего ска-
ватъ, почему наши отцы узаконили ивъ.всего года въ ото время
допускать чадъ Церкви къ принятію таинства (крещенія) и для
чего они положили, послѣ нашихъ поученій, раздѣвать васъ и ра¬
зувать, и раздѣтыхъ и разутыхъ, покрытыхъ только одною сра-
чнцею, препровождать въ словамъ заклинателей. Не просто и но
напрасно они ‘установили и этотъ видъ и это время; но то и
другое имѣетъ таинственное и глубокое значеніе. Хотѣлъ бы я
открыть его вамъ, но вижу, что теперь бесѣда прививаетъ насъ
въ другому нужнѣйшему предмету. Нужно сказать, что такое кре¬
щеніе, для -чего оно введено въ нашу жизнь, и какія блага оно
доставляетъ намъ. Но, если хотите, будемъ бесѣдовать напередъ о названіи этого
таинственнаго очищенія. Оно называется не однимъ наименованіемъ,