Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
240 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. 3. Здѣсь святитель, горько вовоаивъ н проливъ горячайшія слезы,
не сталъ уже долѣе молчать; такъ какъ видѣлъ, что царево оправ¬
даніе служитъ тѣнъ въ большему обвиненію насъ. Поэтому онъ,
тяжело и горько вовстенавъ, сказалъ: признаемъ н не можемъ отри¬
цать, государь, вту любовь, которую показалъ ты въ нашей ро¬
динѣ и поатому-то особенно плачемъ, что демоны позавидовали
215 столько любимому (городу), и мы оказались неблагодарными предъ
благодѣтелемъ и прогнѣвали сильно любящаго насъ. Разрушь,
сожги, умертви, или другое что сдѣлай: все еще не накажешь
насъ по заслугамъ; мы сами варанѣе поставили себя въ такое по¬
ложеніе, которое хуже тысячи смертей. Что можетъ быть хуже
того, что мы оказались прогнѣвавшими, безъ причины, благодѣтеля
и столько любящаго,—что знаетъ ѳто вся вселенная и обвиняетъ
насъ въ крайней неблагодарности? Если бы варвары, напавъ на
городъ нашъ, руэрушилн стѣны, зажгли домы, и, взявъ плѣнниковъ,
ушли съ ними,—несчастіе было бы меньше. Почему? Потому что,
пока ты живъ и показывалъ бы такое въ намъ благоволеніе, оста¬
валась бы надежда, что всѣ такія бѣдствія превратятся,—мы опять
придемъ въ прежнее положеніе и получимъ еще болѣе блестящую
свободу. Но теперь, когда отнимется твое благоволеніе и погаснетъ
любовь, которая защищала насъ лучше всякой стѣны, къ кому.
наконецъ прибѣгнемъ мы? Въ какое другое мѣсто посмотрѣть
можемъ, раздраживъ столь любезнаго владыку н кроткаго отца?
Поэтому, если (антіохійцы) совершили, повидимому, нетерпимыя
преступленія, то они и пострадали болѣе всѣхъ; не смѣютъ ни
на одного человѣка взглянуть, не могутъ свободно смотрѣть глазами
и на солнце, потому что стыдъ со всѣхъ сторонъ сжимаетъ рѣс¬
ницы я заставляетъ закрываться. Лишившись такимъ образомъ
душевной свободы, они теперь несчастнѣе всѣхъ плѣнниковъ, тер¬
пятъ крайнее безславіе, и, помышляя о великости золъ и о томъ,
до какой дошли они дерзости, не могутъ и вздохнуть, потому что
всѣхъ, населяющихъ вселенную, людей возставили противъ себя
обвинителями, болѣе строгими, нежели самъ оскорбленный. Но,
если вахочешь, государь, есть врачество для этой раны, и сред¬
ство противъ столькихъ волъ. Нерѣдко н между частными людьми
бывало, что тяжкія и нестерпимыя оскорбленія служили поводомъ
въ великому благорасположенію. Такъ случилось и съ нашей
природой. Когда Богъ создалъ человѣка, ввелъ въ рай и удостоилъ
великой чести, діаволъ, не терпя такого счастія, позавидовалъ ему
и низринулъ его съ данной ему высоты. Но Богъ не только не
оставилъ его, но еще, вмѣсто рая,, отвергъ намъ небо, этимъ са¬
мымъ и являя свое человѣколюбіе, и еще болѣе наказывая діавола.
Сдѣлай это и ты: демоны подвигли теперь все, чтобы лишить.