Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
вводи о СТАТУЯХЪ XX. 233 лямн для другихъ. А тѣмъ, которые еще не исправились, но ука¬
зываютъ намъ на долгое время, въ которое они прежде клялись,
и говорятъ, что невозможно въ краткое время вырвать укоренив¬
шееся въ теченіе многихъ лѣтъ, — скажу вотъ что: гдѣ должно
пополнить какое-либо повелѣніе Божіе, тамъ требуется не время,
не множество дней, не продолжительность лѣтъ, но только страхъ 209
(Божій) и душа, исполненная благоговѣнія: тогда мы, несомнѣнно,
успѣемъ и въ краткое время! Ѳ. Чтобы не подумалось вамъ, будто я говорю это такъ про¬
сто, возьмите человѣка, котораго почитаете пристрастившимся въ
клятвамъ, который больше произноситъ клятвъ, чѣмъ словъ; от¬
дайте его мнѣ только на десять дней, и если я въ теченіе этихъ
немногихъ дней не истреблю въ немъ этой привычки совершенно,
присудите меня въ крайнему наказанію. Что эти слова не хва¬
стовство, ясно будетъ вамъ ивъ прежнихъ событій. Что было не¬
разумнѣе и бевраэсуднѣе ннневитянъ? Однако, эти иноплеменники
и неразумные, никогда не слыхавшіе ни одного любомудра, ни¬
когда не получившіе такихъ заповѣдей (христіанскихъ), услышавъ
слова пророка: еще три дни, и Ниневія превратится (Іон. пі, 4),
въ три дня совсѣмъ бросили худую привычку: развратный сдѣ¬
лался цѣломудреннымъ, дерзкій кроткимъ, грабитель и хищникъ
воздержнымъ н милостивымъ, безпечный трудолюбивымъ. Не одну,
не двѣ, не три и не четыре страсти ойи уврачевали, но испра¬
вили всѣ свои пороки. Откуда же, скажешь, это видно? Изъ словъ
пророка; кто осудилъ ихъ и сказалъ: взыде вопль злобы ихъ до
небесъ (Іон. і, 2), тотъ самъ же засвидѣтельствовалъ о нихъ и
противное, сказавъ: видѣ Бою, яко обратииіася кійждо отъ пу¬
тей своихъ лукавыхъ (ш, 10). Не сказалъ: отъ блуда, или прелю¬
бодѣянія, или воровства, но: отъ путей своихъ лукавыхъ. Бакъ
же они обратились? Бакъ вѣдаетъ Богъ, а не какъ судилъ чело¬
вѣкъ. И мы не стыдимся, не краснѣемъ, что, тогда какъ инопле¬
менники въ три только дня бросили всѣ пороки, мы, въ продол¬
женіе столь многихъ дней оглашаемые и поучаемые, не можемъ
одолѣть и одной худой привычки? Они прежде уже дошли до край¬
няго нечестія (потому что, какъ услышишь, что взыде вопль злобы
ихъ ко Мнѣ, разумѣй здѣсь чрезмѣрность нечестія ихъ); не смотря
иа это, могли въ три дня обратиться совершенно къ добродѣтели. Гдѣ страхъ Божій, тамъ нѣтъ надобности во многихъ дняхъ
н въ долгомъ времени; равно какъ—гдѣ безстрашіе, тамъ нѣтъ
польвы отъ (множества) дней. Бто заржавѣвшіе сосуды станетъ
ныть только водою, тотъ хоть и много потратитъ времени, не вы¬
ведетъ всей этой нечистоты; но, кто броситъ ихъ въ горнъ, тотъ
въ краткій срокъ времени сдѣлаетъ ихъ свѣтлѣе новыхъ. Такъ и