Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
232 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. великую доставитъ намъ пользу, а расположеніе врага въ дружбѣ—
308 и Бога сдѣлаетъ въ наыъ милостивымъ и благоснисходительннмъ,
и легко разрѣшитъ насъ отъ грѣховъ, н доставитъ намъ похвалу
отъ людей и великую безопасность въ живни,—потому что нѣтъ
ничего опаснѣе, какъ имѣть и одного врага. Когда онъ всѣмъ
говоритъ о насъ тьму худого, то и честь жизни нашей страж¬
детъ, и сердце наше не спокойно, и совѣсть возмущается, и мы
выдерживаемъ непрерывную бурю помысловъ. Зная все это, спа¬
семъ себя отъ наказанія и мученія, почтимъ предстоящій празд¬
никъ исполненіемъ всего сказаннаго, и 'чего мы, ради его, желаемъ
оті царя, тѣмъ воспользоваться и сани дадимъ другимъ. Многіе,
слышу, говорятъ, что царь, конечно, изъ почтенія въ святой Пасхѣ
помилуетъ городъ и проститъ всѣ грѣхи. Бакъ же не странно,
что, когда намъ нужно получить прощеніе отъ другихъ, мы ссы¬
лаемся на праздникъ и на его важность, а когда намъ повелѣ¬
ваютъ примиряться съ другими, не уважаемъ его и ставимъ ни
во что? Дѣйствительно, никто такъ не унижаетъ это священное
торжество, какѣ совершающій его съ злопамятствомъ. Но, сказать
правду, такой человѣкъ не можетъ и совершать этого праздника,
хотя бы пробылъ безъ пищи десять дней сряду, потому что ни
поста, ни праздника не можетъ быть тамъ, гдѣ вражда и злоба.
Ты не' осмѣливаешься прикоснуться неумытыми руками въ свя¬
щенной жертвѣ, хотя бы настояла великая нужда: не приступай же
н съ неомытою душою; это гораздо преступнѣе того % влечетъ за
собою большее наказаніе. Но ничто такъ не наполняетъ душу не¬
чистотою, какъ гнѣвъ, постоянно въ ней остающійся. Гдѣ злоба
и гнѣвъ, туда не прилетаетъ Духъ кротости. А человѣкъ, ли¬
шенный Святаго Духа, какую можетъ имѣть надежду на спасе¬
ніе? Бакъ пойдетъ прямымъ путемъ? Итакъ, возлюбленный, не
подвергай себя гибели н не лишай Божія заступленія желаніемъ
мстить врагу. Если бы даже и трудно было это дѣло, то тяжести
наказанія за неисполненіе было бы достаточно, чтобы возбудить
и самаго сонливаго и безпечнаго человѣка, я заставить его по¬
нести всякій трудъ; между уѣмъ слово покагало, что это дѣло
весьма легкое, лишь бы мы захотѣли. Не будемъ же безпечны на
счетъ своей жизни, но постараемся н сдѣлаемъ все, чтобы при¬
ступить намъ въ священной трапезѣ, не имѣя враговъ. Ни одна,
ни одна изъ заповѣдей Божіихъ не будетъ трудна, если мы будемъ
внимательны: это видно изъ примѣра тѣхъ, которые уже исправи¬
лись. Сколь многіе увлекались привычкою въ клятвамъ и считали
ее неисправимою? Однако, по милости Божіей, какъ употребили
вы нѣсколько старанія, то большую часть этого норова смыли съ
себя. Поэтому прошу отбросить и остальное, и сдѣлаться учите-