Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
230 ТВОРКШЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТ0УСТАГ0. іовъ. Хочешь ли знать, что нѣтъ никакого прощенія намъ ѵ
никто не избавитъ насъ, если мы влопамятствуемъ? Объясни
слова мои примѣромъ. Чѣмъ оскорбилъ тебя ближній? Похитилъ
деньги, описалъ, присвоилъ себѣ? Не довольствуюсь этимъ, ня
прибавлю и другія, еще большія этихъ, оскорбленія, какія только'
угодно тебѣ будетъ: онъ задумалъ убить тебя, устроилъ тебѣ
тысячу опасностеі, сдѣлалъ тебѣ всякое зло, и вообще не опу¬
стилъ ничего, что только свойственно человѣческой злобѣ? И,,
чтобы не говорить обо всемъ порознь, положимъ, что онъ нанесъ,
тебѣ такую обиду, какой никто никогда не дѣлалъ никому: и въ.
такомъ случаѣ тебѣ не будетъ прощенія, если станешь влопамят-
ствовать. Еакъ это?—сейчасъ скажу. Если бы слуга твой былъ
тебѣ долженъ сто золотыхъ, а другой хто-пибудь былъ ему дол¬
женъ нѣсколько серебряныхъ монетъ; этотъ должвикъ слуги
твоего пришелъ бы и сталъ бы просить тебя и молить о про¬
щеніи, я ты, приввавъ своего слугу, приказалъ бы ему простить
долгъ этому человѣку, схававъ: „долгъ этотъ я принимаю вмѣсто
твоего долга мнѣ“; йогомъ этотъ безстыдный и злой слуга сталъ
бы опять душить своего должника: могъ ли бы кто исторгнуть,
его изъ твоихъ рукъ? Не далъ ли бы ты ему тысячу ударовъ,,
какъ оскорбленный имъ до крайности? И по дѣломъ! Это же и Богъ сдѣлаетъ; въ тотъ день Онъ скажетъ тебѣ:
„8лой и негодный рабъ! Раевѣ ты изъ своего простилъ ему? Тебѣ
приказано было отдать изъ того, что ты былъ мнѣ долженъ:
прости, сказано, и прощу тебѣ. Даже, если бы и этого Я не
присовокупилъ, тебѣ и тогда надлежало бы простить изъ послу¬
шанія господину; но вотъ Я не приказывалъ, какъ господинъ,
но просилъ милости, какъ у друга, притомъ изъ моей соб¬
ственности, и обѣщалъ еще дать больше; и при всемъ этомъ
ты не сдѣлался лучшимъ “. Люди въ такихъ случаяхъ посту¬
паютъ такъ: слагаютъ съ своихъ слугъ столько, сколько этимъ
должны другіе; наприм., слуга долженъ сто золотыхъ, а слугѣ
долженъ кто-либо десять золотыхъ; если этому слуга проститъ
долгъ, господинъ прощаетъ ему не сто, но только десять, а всѣ
прочіе взыскиваетъ. Богъ же не такъ; но, если ты простилъ
сорабу твоему немногое, Онъ проститъ тебѣ все. Изъ чего это
207 видно? Ивъ самой молитвы. Аще отнущаете, говоритъ, человѣ¬
комъ долги «ш, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный долга
ваши (Матѳ, ті, 14). Но сколько разности между сотнею дина¬
ріевъ и десятью тысячами талантовъ, столько между тѣми и этими
долгами. Какого же не будешь достоинъ наказанія, когда, имѣя
получить десять тысячъ талантовъ ва сто динаріевъ, не прощаешь
и этихъ немногихъ монетъ, и такимъ образомъ молитву эту обра-