Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
228 ТВОРВНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОГСТАГО. рися съ братомъ твоимъ (ст. 24). Чудное дѣло! Онъ не считаетъ
для себя безчестіемъ, когда оставляютъ даръ; а ты почитаешь
униженіемъ—первому придти и примириться! .Какъ же можно это
простить, скажи мнѣ? Если увидишь, что у тебя отрубленъ какой-
либо членъ, не дѣлаешь ли все, чтобы соединить его съ тѣломъ?
Такъ же поступи съ братьями: когда увидишь, что они отсѣчены отъ
дружбы твоей, поспѣши скорѣе принять ихъ въ свои объятія; не
выжидай, чтобы они первые пришли кі тебѣ, но самъ первый
устремись получить награду. ' Съ однимъ только повелѣно намъ быть во враждѣ—съ діаволомъ: съ
нимъ никогда не примиряйся; а къ брату никогда не питай въ сердцѣ
злобы, но если и случится какое огорченіе, пусть будетъ оно развѣ на
одинъ день, и долѣе дня да не продолжается. Солнце, сказано, да не
зайдетъ во гнѣвѣ вашемъ (Ефес. іѵ, 26). Если примиришься прежде
вечера, получишь отъ Бога прощеніе; но, если долѣе пробудешь во
враждѣ, то непріязнь твоя будетъ знакомъ не увлеченія отъ раздражи¬
тельности и гнѣва, но злости,—знакомъ души развращенной и пре¬
данной грѣху. Впрочемъ, зло пе въ томъ только, что ты самъ себя
лишаешь прощенія, а въ томъ, что и превращеніе вражды ста¬
новится болѣе затруднительнымъ: прошелъ одинъ день, стыдъ'
уже сталъ больше; проходитъ другой день, стыдъ еще увеличи¬
вается; а какъ пропустишь третій и четвертый день, то прибавится
и пятый; такимъ же образомъ пять (дней) сдѣлаются десятью, десять
двадцатью, двадцать сотнею; и наконецъ рана будетъ уже неиз¬
лѣчима, потому что, чѣмъ болѣе проходитъ времени, тѣмъ болѣе
расходимся мы другъ съ другомъ. Но, человѣкъ, не дай въ себѣ-
мѣста ни одной изъ этихъ неразумныхъ страстей; не стыдись и
не краснѣй, и не говори про себя: „недавно мы такъ выбранили
другъ друга; насказали тьму такихъ словъ, которыхъ нельзя и
выговорить; и теперь пойду мириться? Кто же не осудитъ моего
легкомыслія? “ Никто, у кого есть разумъ, не обвинитъ тебя въ
легкомысліи, напротивъ, когда ты останешься непримиримымъ,
тогда-то всѣ будутъ смѣяться надъ тобой, -тогда-то дашь ты боль¬
шой просторъ діаволу. Вѣдь вражда становится неудобопри-
миримою не только отъ времени, но и отъ случившихся въ тече¬
ніе этого временя дѣлъ. Какъ любовь- покрываетъ множество
грѣховъ (1 Петр. іѵ, 8), такъ вражду составляетъ и небывалые
грѣхи, и у нея находятъ вѣру всѣ клеветники,—всѣ, кто радуется
чужому несчастію и разглашаетъ чужіе пороки. Зная все это,
предупреди и удержи брата, пока онъ совсѣмъ не отдалился; и,
хотя бы для этого надлежало въ тотъ день обѣжать весь городъ,
хотя бы выйти за стѣны городскія, хотя бы пройти дальній Путь:
оставь все, что у тебя въ рукахъ, и озаботься этимъ однимъ,—