Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
227 ВИСЪДЫ О СТАТУЯХЪ XX. бы отецъ ея плюя заплевалъ въ лице ея, не посрамится ли? Да
отлучится седмъ дней отъ полна (Числ. хи, 14). Смыслъ этого
изреченія такой: „если бы у нея былъ отецъ, и наплевалъ ей въ
лицо,—не перенесла ли бы она этого безчестія? Тебя хвалю ва
братскую любовь, кротость и снисходительность, а когда ее освобо¬
дить отъ наказанія, это знаю Я“. И ты окажи брату полное сни¬
схожденіе, н прости ему грѣхи,—не изъ желанія ему большаго на¬
казанія, но по любви и доброму расположенію. Будь увѣренъ, что,
чѣмъ болѣе онъ пренебрежетъ твою доброту, тѣмъ большее навлечетъ
на себя наказаніе. Чтб говоришь — скажи мнѣ: отъ доброты онъ
дѣлается худшимъ? Это—ему осужденіе, а тебѣ похвала: тебѣ по¬
хвала, потому что ты, и видя, что онъ дѣлается такнмъ, не пре¬
кращаешь своей доброты къ нему для угожденія Богу; а ему осуж¬
деніе, потому что онъ не сдѣлался лучшимъ и отъ твоей доброты. А Павелъ говоритъ: „лучше пусть другіе будутъ осуждены ради ао*
насъ, нежели мы ради другихъ*. Не говори мнѣ этихъ пустыхъ
словъ: „не подумалъ бы (врагъ), что я пришелъ въ нему по страху;
не сталъ бы онъ еще болѣе презирать меня“. Эти слова приличны
душѣ дѣтской, безразсудной и гоняющейся за славою человѣче-
* свою. Пусть думаетъ (врагъ), что ты пришелъ по страху,—тебѣ же
тогда будетъ большая награда за то, что ты, и напередъ зная это,
все перенесъ ради страха Божія. Кто для того примиряется, чтобы
получить славу отъ людей, тотъ умаляетъ плодъ воздаянія; а кто,
вѣрно зная, что многіе осудятъ и осмѣютъ его, не перестаетъ
однако искать примиренія, тотъ получитъ двойной и тройной вѣ¬
нецъ. А таковъ и есть въ особенности тотъ, кто дѣлаетъ это для
Бога. Не говори мнѣ, что (врагъ) нанесъ такую-то н такую обиду:
если бы онъ выказалъ на тебѣ всю злобу человѣческую, и въ
такомъ случаѣ Богъ повелѣлъ тебѣ простить все. 5. Ботъ, напередъ говорю и объявляю, и громкимъ взываю го¬
лосомъ: никто изъ имѣющихъ врага да не приступаетъ къ свя¬
щенной трапезѣ и не принимаетъ тѣла Господня; никто присту¬
пающій да не имѣетъ врага! Имѣешь врага—не приступай. Хо¬
чешь приступить—примирись, и тогда приступи, и прикоснись къ
святынѣ. Впрочемъ, не я говорю это, но самъ Господь, распятый
за насъ. Онъ, чтобы примирить тебя съ Отцемъ, не отказался уме¬
реть и пролить кровь; а ты, чтобы примириться съ подобнымъ
тебѣ рабомъ, не хочешь и слова сказать и придти первый? По¬
слушай, что Онъ говоритъ о такихъ людяхъ. Аще принесши даръ
твой ко олтарю, и ту помянши, яко братъ твой имамъ нѣчто
на тя (Мате, г, 23). Не сказалъ: подожди, пока онъ придетъ въ
тебѣ, или: переговори съ нимъ чрезъ какого-либо посредника,
или: попроси кого другого, но: самъ пойди къ нему,—медъ*сми- ШІІІ1 овв. дли АКАДЕМІИ. 13*