Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
224 ТВОРЕШЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. онъ приходитъ въ ярость и терпитъ внутри сильную бояь; уви¬
дитъ одно дице его,—пугается и трепещетъ, какъ будто подвер¬
гается крайнему бѣдствію. Даже если увидитъ кого изъ близкихъ
къ нему, иди его одежду, домъ, улицу: отъ всего этого терпитъ
мученіе. Какъ при видѣ дружескихъ—и одеждъ, и лицъ, и обуви,
и домовъ, и улицъ мы тотчасъ окрыляемся; такъ что ни увидимъ
изъ принадлежащаго нашимъ врагамъ и непріятелямъ—слугу ли,
друга ли, домъ, улицу, иля другое что,—всѣмъ этимъ мы уяз¬
вляемся, и отъ каждаго ивъ этихъ предметовъ бываютъ намъ частые,
непрерывные удары. • 3. Къ чему же такая досада, такое мученіе и наказаніе? Если
бы и не угрожала злопамятливымъ геенна, то изъ-за того мученія,
какое намъ причиняетъ вражда, надлежало бы прощать оскорби¬
телямъ согрѣшенія: по, когда еще угрожаютъ безконечныя нака¬
занія,—что можетъ быть безумнѣе, какъ, думая мстить врагу, на¬
казывать самого себя и вдѣсь и тамъ? Въ самомъ дѣлѣ, мы, уви¬
димъ ли его счастливымъ, умираемъ съ печали; (увидимъ ли) не¬
счастнымъ, боимся, чтобы не произошла какая-нибудь благо¬
пріятная перемѣна: а за то и другое готовится намъ неизбѣжное
наказаніе. Въ преткновеніи врага твоего, сказано, не воэносися
(Првтч. ххіѵ, 17). Не говори мнѣ о великости обиды: не она при¬
чиною- твоей гнѣвливости,- но то, что ты не помнишь о своихъ
собственныхъ грѣхахъ и не имѣешь предъ очами геевны н страха
Божія. Что это дѣйствительно такъ, я постараюсь доказать тебѣ
событіями нашего города. Когда виновные въ законопреступныхъ
тѣхъ дерзостяхъ приведены были въ судилище, когда огонь пы¬
лалъ внутри, и палачи стояли вокругъ и сѣкли но бокамъ; тогда,
если бы кто ивъ стоявшихъ тутъ сказалъ имъ со стороны: „если
есть у васъ враги, перестаньте гнѣваться, и мы освободимъ васъ
отъ этого наказанія11—не стали ли бы они цѣловать ноги? Если бы
даже кто велѣлъ инъ пойти въ услуженіе въ нимъ,—и отъ этого
не отказались бы. Если же человѣческое и конецъ имѣющее на¬
казаніе можетъ обуздать гнѣвъ,—тѣмъ болѣе будущее наказаніе,,
если бы постоянно владѣло нашимъ умомъ, изгнало бы изъ души
не только вражду, но и всякую злую мысль. И что легче, скажи
мнѣ, какъ перестать гнѣваться на оскорбившаго? Раевѣ нужно
для этого пускаться въ дальній путь? Тратить деньги? Упраши¬
вать другихъ? Довольно только захотѣть, н дѣло кончено. Ка¬
кого же не заслуживаемъ мы наказанія, когда взъ-ва мірскихъ
дѣлъ оказываемъ и раболѣпную услужливость, и недостойную
насъ угодливость, и тратимъ деньги, и разговариваемъ съ при¬
вратниками, чтобы только польстить негоднымъ людямъ, и все
дѣлаемъ и говоримъ, лишь бы удалось наше предпріятіе; а ради