Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
22 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА ЗЛАТОУСТАГО. могъ сказать: „развѣ даромъ Іовъ чтитъ Тебя?“—а послѣ того,
какъ у него взялъ все, лишилъ его всего, и Іовъ сохранилъ ту же
самую любовь въ Богу, тогда совершенно замкнулись безстыдныя
уста, и діаволъ не могъ уже сказать ничего, потому что еще славнѣе,
чѣмъ прежде, былъ праведникъ. Итакъ, будучи лишеннымъ всего,
мужественно и съ благодарностью переносить (несчастіе), какъ
показано на примѣрѣ этого праведника,—гораздо бблыпая добро¬
дѣтель, чѣмъ, живя въ богатствѣ, творить милостыню. Тогда у
Іова было великое дружелюбіе въ сорабамъ, теперь онъ показалъ
великую любовь къ Владыкѣ. Не напрасно я распространяюсь
объ этомъ, а потому, что многіе, творя милостыню, питая вдовицъ,
часто лишаются имѣнія; другіе теряютъ все благодаря приклю¬
чившемуся пожару, иные подвергаются крушеніямъ, еще иные,
благодаря ложнымъ обвиненіямъ и подобнымъ неправдамъ, послѣ
обильной милостыни доводятся до крайней бѣдности, до безсилія
и болѣзни, и ни отъ кого не получаютъ никакой помощи. Итакъ,
не станемъ говорить, какъ говорятъ многіе: „пикто ничего не
знаетъ",—всего сказаннаго достаточно, чтобы устранить такое сму¬
щеніе. Одинъ, говорятъ, творя столько милостыни, потерялъ все.
И чтб въ томъ, что онъ все потерялъ? Если онъ возблагодаритъ
за эту утрату, то пріобрѣтетъ у Бога гораздо бблыпее благоволе¬
ніе и получитъ въ будущей жизни не вдвое, какъ Іовъ, а въ сто
вратъ больше. Если же онъ бѣдственно страдаетъ здѣсь, то именно
это самое, т. е. что онъ все мужественно переноситъ, готовитъ
ему бблыпее сокровище, потому что, привывая его въ бблыпимъ
подвигамъ и къ болѣе тяжкой борьбѣ, Богъ допустилъ (ему) впасть
изъ богатства въ бѣдность. Случающійся пожаръ часто уничто¬
жаетъ твой домъ и истребляетъ все имущество? Вспомни случив¬
шееся съ Іовомъ, возблагодари Владыку, который могъ воспре¬
пятствовать и не воспрепятствовалъ,—и ты получишь такую же на¬
граду, какую получилъ бы, если бы все это отдалъ въ руки бѣд¬
ныхъ. Но ты влачишь жизнь въ бѣдности и голодѣ и среди без¬
численныхъ опасностей? Вспомни Лазаря, боровшагося и съ бо¬
лѣзнью, и съ бѣдностью, и съ лишеніями; вспомни апостоловъ, ко¬
торые проводили жизнь въ голодѣ, и въ жаждѣ, и наготѣ; вспомни
пророковъ, патріарховъ, праведниковъ,—и ты найдешь, что всѣ они
были не изъ числа богатыхъ и наслаждавшихся жизнію, а ивъ числа
терпѣвшихъ нужду, скорби и тѣсноту. 11. Слагая это въ себѣ, возблагодари Владыку эа то, что Онъ
сподобилъ тебя такой участи, не по ненависти, а по сильной любви,
потому что Онъ не попустилъ бы и тѣмъ потерпѣть такихъ бѣд¬
ствій, еслп бы не сильно любилъ (ихъ), ибо чрезъ эти бѣдствія
Онъ сдѣлалъ ихъ болѣе славными. Нѣтъ блага, равнаго благо-