Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
218 ТВОРЕНІЯ СВ. ІОАННА 8ЛАТОУСТАГО. сколько требуютъ онн труда, какъ нного усилій; и однако труд¬
ность не послужила препятствіемъ къ исполненію этихъ предпи¬
саній. Скажи мнѣ, чтб можетъ быть труднѣе, какъ когда какой-
нибудь юноша, отдавъ себя въ распоряженіе (людей), долженствую¬
щихъ равмягчить его тѣло и сдѣлать гибкими его члены, ревностно
старается изогнуть все тѣло въ точное подобіе колеса н вертѣться
по полу, и вращеніемъ глазъ, поворотами рукъ и всякими другими
ужимками силится уподобиться женщинѣ, и не размышляетъ ни о
трудности, ни о постыдности подобныхъ ганятій? Кто не пора¬
зится опять, видя на сценѣ плясуновъ, которые пользуются чле¬
нами своего тѣла какъ бы крыльями? А тѣ, чтб бросаютъ въ воз¬
духъ одинъ за другимъ ножи, потомъ ловятъ всѣ ихъ за ручку,
кого бы не въ состояніи были пристыдить изъ тѣхъ, кто йе же¬
лаетъ поднять никакого труда ради добродѣтели? Или чтб можно
193 бы сказать про тѣхъ мужей, которые, нося на челѣ шестъ, на
подобіе какъ бы дерева, утвержденнаго корнями въ землѣ, такъ
я сохраняютъ его въ неподвижномъ состояніи? И чтб удивительно
еще болѣе,—они заставляютъ даже на верху шеста бороться ма¬
ленькихъ дѣтей; н ни руки, никакой другой членъ тѣла, а одинъ
лишь лобъ надежнѣе любой привязи носитъ этотъ шестъ безъ ко¬
лебаній. Иной, опять, по самой тонкой веревкѣ шагаетъ съ такимъ
безстрашіемъ, съ какимъ люди проходятъ по ровной плоскости.
И однако все это, кажущееся неудобопостижимымъ и для ума,
стало возможнымъ для искусства. Скажи мнѣ, чтб подобное мо¬
жемъ сказать мы о клятвахъ? Какую укажемъ трудность? Какое
усиліе? Какое искусство? Какую опасность? Намъ нужно только
немного старанія, и все для насъ вскорѣ будетъ достигнуто. И не
говори мнѣ, что бблыпую часть ты уже исполнилъ: если ты не
исполнилъ всего, считай, что ты рѣшительно ничего не сдѣлалъ,
потому что это немногое, оставленное бевъ вниманія, уничтожаетъ
и все остальное. Часто вѣдь люди, построивъ домъ и наложивъ
крышу, но не обративъ вниманія на одну лишь ниспавшую черепицу,
губили весь домъ. То же самое можно наблюдать и на одеждахъ: и
тутъ случившійся маленькій разрывъ, не будучи зашитъ, производитъ
огромную прорѣху. Это часто бываетъ и съ потоками, такъ какъ и
эти, разъ захватятъ только маленькій входъ, тотчасъ же введутъ и
всю воду. Поэтому и ты, если н отовсюду оградилъ себя, а маленькая
часть остается безъ защиты, то и эту послѣднюю огради отъ діавола,
чтобы тебѣ быть обезопашеннымъ отовсюду. Видѣлъ серпъ? Видѣлъ
главу Іоанна?Слышалъ исторію съ Сауломъ?Слышалъ объ образѣ плѣ¬
ненія іудейскаго? Вмѣстѣ съ тѣмъ слышалъ изреченіе Христа, глася¬
щее, что не только клятвопреступленіе, а и клятва чѣмъ бы то ни
было есть дѣло діавольское я всецѣло изобрѣтеніе врага (Матѳ.