Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2

Полное собрание творений святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольскаго. Т.2. — СПб., 1896

Содержание
OCR
217 БЕСѢДЫ О СТАТУЯХЪ XIX. эта, а чтобы и всѣ, обитающіе по пути, видя связаннаго и ослѣ¬
пленнаго, познали изъ этого несчастія тяжесть грѣха. Посему-то ш
одинъ ивъ пророковъ говоритъ: узритъ (Седекія) Вавилона СІезек. хп, 13), а другой, что отведется въ. Вавилонъ (Іереи,
хххп, 5). Невидимому, пророчество противорѣчиво. Однако нѣтъ,—
истинно и то, и другое. Дѣйствительно, Вавилона (Седекія) не
видѣлъ, но въ то же время былъ и отведенъ въ Вавилонъ. Итакъ,
какъ онъ не видѣлъ Вавилона? А такъ, что въ Іудеѣ онъ под¬
вергся ослѣпленію, потону что здѣсь вѣроломно нарушена была
клятва, здѣсь же она и отмщена, и самъ онъ потерпѣлъ казнь. А какъ отведенъ былъ въ Вавилонъ?—Ставши плѣнникомъ. Такъ
какъ, слѣдовательно, было два наказанія—ослѣпленіе и плѣнъ, то
пророки я раздѣлили ихъ, и одинъ, указывая на его ослѣпленіе,
говоритъ: не узритъ Вавилона, а другой, намекая на его плѣне-
ніе, говоритъ: отведется въ Вавилонъ. 4. Итакъ, братія, зная это и вспоминая сказанное раньше,
отстанемъ наконецъ отъ дурной этой привычки; вотъ о чемъ прошу
и умоляю всѣхъ васъ. Въ самомъ дѣлѣ, если въ Ветхомъ Завѣтѣ,
когда отъ іудеевъ не требовалось совершенной мудрости, а допу¬
скались во многомъ послабленія, ва одно только клятвопреступленіе
постигъ столь великій гнѣвъ, такое разграбленіе и плѣнъ, то чтЬ
придется потерпѣть-тѣмъ, которые клянутся теперь, послѣ явле¬
нія закона, запрещающаго дѣлать это, и такого восполненія за¬
повѣдей? Раевѣ отъ насъ требуется лишь то, чтобы мы пришли
въ собраніе и прослушали то, о чемъ говорится здѣсь? Если мы,
постоянно слушая, не исполняемъ того, чтЬ говорится,—это по¬
ведетъ лишь въ бблыпему осужденію и неумолимому наказанію.
Какое оправданіе и какое извиненіе будетъ у насъ, когда мы,
съ ранняго возраста и до послѣдняго дня жизни собираясь здѣсь
п получая такія наставленія, остаемся подобными тѣмъ (іудеямъ)
и не стараемся исправить ни одного недостатка? Не указывай мнѣ
на привычку. Я только негодую и сержусь, когда говорятъ, будто
привычки мы побѣдить не можетъ: если мы не побѣдимъ привычки,
то какъ станемъ выше похоти? Корень послѣдней имѣетъ свое
начало въ самой природѣ, потому что (имѣть) желаніе естественно;
но желать дурного—во всякомъ случаѣ—дѣло свободной воли; а
чтб до клятвы, то она получила начало даже и не въ свободной
волѣ, а въ одномъ лишь легкомысліи. И чтобы тебѣ энать, что не вслѣдствіе трудности дѣла, а бла¬
годаря лишь нашему легкомыслію до такой степени распростра¬
нился этотъ поровъ, поразмыслимъ, какъ много гораздо болѣе
трудныхъ дѣлъ совершаютъ люди, и притомъ не ожидая отсюда
никакой награды. Поразмыслимъ, какія дѣла предписалъ діаволъ,